Не хватило одного приза. Зрителям.
Июнь в большинстве театров области месяц рабочий, но потихоньку будут уходить на летний отдых куклы, маски, пуанты, коробочки с гримом. Затихнет театральный сезон, итоги которого подводили в последний день мая на сцене Екатеринбургского ТЮЗа на торжественной церемонии закрытия тридцатого областного фестиваля "Браво!".
Сезон оказался богатым на премьеры (чуть-чуть не дотянули до сотни), на удачные спектакли, о которых говорили не только местные зрители и критики, но и за пределами театрального Урала.
Были гастроли и фестивали (на самом близком к церемонии закрытия "Браво!" - Новосибирском фестивале лауреатом стал Александр Викулин за роль мсье Чечика в спектакле "Мы, герои", а Ирина Ермолова была признана лучшей актрисой за исполнение роли Бланш Дюбуа в "Трамвае "Желание"), "Грибуль-простофиля и господин Шмель" - совместная работа Эмили Валантен и театра кукол - приглашён на ежегодный мировой фестиваль театров кукол в Шарлевиль-Мезьер.
ТЮЗ, получивший от академической драмы символическую эстафету (в виде знаменитого "ильф-петровского" стула) на право быть главной фестивальной сценой, оправдал его сполна. В части финального аккорда - особенно. Звание самого юного театра области пришлось подтверждать: главным действующим лицом церемонии стали юные - зрители и артисты. Парный конферанс взрослых ведущих Светланы Замараевой и Ильи Скворцова на равных разделили екатеринбургские школьники; а все творческие подарки победителям были от Свердловской детской филармонии - ансамбля танца "Улыбка" и Джаз-хора. Детство, вплетённое во "взрослую" церемонию, сделало её лёгкой и непосредственной.
Фестиваль-конкурс лучших театральных работ проходил в Свердловской области в тридцатый раз, в десятый под именем "Браво!". За эти годы он, безусловно, обрёл статус главного события сезона, его лауреатами стали артисты, режиссёры, художники больших и крохотных, государственных и частных, драматических, кукольных и музыкальных театров. В последние годы фестиваль обзавёлся символом, воплощённым в металле и камне (скульптор В. Кривушин), собственным голосом (артист и режиссёр театра "Волхонка" Александр Фукалов), газетой, волонтёрами и спонсорами. Как и у любого подобного проекта, кроме конкурсной программы существует богатая внеконкурсная и деловая, включающая выставки, встречи, "круглые столы", дискуссии, показы. Что касается последнего, в один из дней был представлен "Хулиган" - совместный проект артистов драмы и театра эстрады. Первый спектакль в постановке Павла Крутякова с участием Ильи Белова и Александра Кускова в рамках этого проекта "Некоторые разновидности" - добрый знак оживления "параллельного" театра, жажды творчества молодого поколения артистов и режиссёров.
Теперь о победителях (побеждённых здесь не бывает, ибо любая творческая премия в определённой мере субъективна. Например, серовский "Эшелон" зрители благодарили стоя, аплодисменты сопровождались криками "Браво!", глаза у многих были влажными от слёз. Жюри же отнеслось к постановке Юлии Батуриной более сдержанно, и театр не получил заветную статуэтку, ограничившись призами спонсоров). Каких-то особых неожиданностей судейская коллегия в финале не преподнесла. В драматическом жанре лидером, как и ожидалось, стал "Трамвай "Желание", поставленный Н. Колядой: сам Николай Владимирович признан лучшим постановщиком драматического театра, заслуженная артистка России Ирина Ермолова - "лучшая роль", а сам "Трамвай..." - лучший спектакль. Три статуэтки ушли в академический театр драмы, представлявший на "Браво!" "Хануму": народная артистка России Галина Умпелева и заслуженный артист России Андрей Кылосов отмечены за лучшие роли второго плана, а непревзойдённый хор мальчиков кинто стал лучшим мужским музыкально-пластическим ансамблем.
В детской номинации спектаклем года названа постановка Екатеринбургского ТЮЗа "У ковчега в восемь". Работа Дарьи Михайловой (Голубка) - лучшая в театре для детей. Поставленный главным режиссёром ТЮЗа Евгением Зиминым, он стал и победителем зрительского голосования "Роза ветров". Направление ветра очевидно - искренность, простота и честность.
Самым популярным подарком на прошедшей церемонии была - подушка. Её вручил театру "Волхонка", который участвовал в фестивале со спектаклем "Человек-подушка", Центр современной драматургии. Подушка досталась и Екатеринбургскому театру кукол от журнала "Теленеделя", чтобы было на чём передохнуть между репетициями. Но "куклы" спальными принадлежностями не ограничились: "Браво!" за лучший спектакль в своём жанре - "Сказки небесной коровы".
В музыкальном театре торжествовала, что вполне закономерно и естественно в последние годы, Свердловская музкомедия. "Мёртвые души" получили шесть статуэток в разных номинациях! Евгений Зайцев (Чичиков) - лучшая мужская роль, Владимир Алексеев (Ноздрёв) - лучшая роль второго плана, Александр Пантыкин - спецприз жюри "за жанровую новацию", Сергей Александров - лучшая работа художника, Кирилл Стрежнев - лучший постановщик. Ну и после всего этого набора никто не сомневался, что "Мёртвые души" - лучший спектакль в музыкальном театре. Соперник по номинации "Свадьба Фигаро" Екатеринбургского оперного получил одну премию: Надежда Бабинцева (Керубино) - лучшая женская роль.
Специальный приз жюри "Театральная надежда" уехал в Ирбит вместе с юным артистом Антоном Пономарёвым, исполнившем Оскара в одноимённом спектакле. А самую уважаемую награду фестиваля "И мастерство, и вдохновенье" из рук министра культуры и туризма Свердловской области Алексея Бадаева получила народная артистка России Римма Антонова.
Председатель жюри "Браво!", доктор филологических наук, театральный критик Леонид Быков подвёл итоги фестиваля:
- Нормальный человек, даже если он завзятый театрал, в театр ходит не каждый день и даже не каждую неделю. Мы же в течение девяти дней посмотрели и обсудили семнадцать спектаклей, ощутив, насколько насыщена наша театральная жизнь. Нас порадовала программа фестиваля, отношение театров к конкурсу - не было спектаклей, ориентированных на календарь, на дату. Конечно, возможности театров Екатеринбурга и области разные по финансовым, творческим составляющим, тем не менее не было ощущения провинциальности, которая бы побуждала думать, что это спектакли прошлого, а то и позапрошлого столетия.
Сегодня и в литературе, и в театре какая-то генеральная линия, определяющая тенденция отсутствует, всё очень мозаично. И фестиваль "Браво!" это продемонстрировал.
Я очень благодарен отзывчивому зрителю Екатеринбурга, который встречал все работы одинаково радушно. И если бы был ещё один приз, я бы отдал его екатеринбургскому зрителю.