ПРЕССА

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ СВЕРДЛОВСКАЯ МУЗКОМЕДИЯ ЗАВЕРШАЕТ СПЕКТАКЛИ В КРЫМУ

25 сентября 2014, Олег Широков, "Крымское эхо"

Как-то быстро, метеоритом пронеслись в Крыму гастроли знаменитой Свердловской музкомедии, хотя длились они почти месяц. Уральские артисты объехали с гастролями практически всю территорию бывшего Союза, были во многих зарубежных странах, но только сейчас попали на «новый» солнечный Крым. Тогда же прошла и пресс-конференция на которой присутствовали министр культуры Крыма Арина Новосельская, генеральный директор театра Михаил Сафронов и главный дирижер Борис Нодельман, а также двое ведущих актеров театра: лауреаты международного конкурса Мария Виненкова и Игорь Ладейщиков (Мария к тому же лауреат премии «Золотая маска»).

А что же это за национальная премия, которой Свердловская музкомедия удостоилась аж семнадцать раз? Под этим именем скрывается Всероссийский театральный фестиваль, Российская Национальная театральная Премия, учрежденная в 1994 году Союзом театральных деятелей России. Ее вручают спектаклям всех жанров театрального искусства: и за драму, и за оперу, и за балет, а так же за оперетту и мюзикл.

Организаторы премии и фестиваля «Золотая Маска» — Министерство Культуры России, Правительство Москвы. Интересно, что генеральным спонсором «Золотой Маски» является Сбербанк России. На фестивале представляют в Москве наиболее значительные спектакли из городов России, а президент мероприятия — народный артист России Георгий Тараторкин. За основу премии взяли венецианскую маску, но придали ей сходство с двуглавым орлом, соединив символ европейского театра и символ российской государственности.

Но вернемся к уральскому театру: еще на пресс-конференции, посвященной началу выступлений на крымской земле, мы задали вопрос о его названии

— Почему все-таки «Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии из Екатеринбурга», — нет ли в этом какого-то противоречия?

— Это уже дань традиции. Мы много лет выступали под этим именем, получали с ним многочисленные призы и теперь уже с ним срослись, — ответил Михаил Сафронов, — и в этом нет противоречия: существует же город Санкт-Петербург в Ленинградской области!

— Вы специально подбирали для гастролей спектакли, так или иначе связанные с Крымом: у вас и гриновские «Алые паруса», «Екатерина II», имевшая непосредственное отношение к развитию полуострова, «Парк советского периода» — а Крым часто называют советским заповедником, и «Скрипач на крыше» — рассказ о жизни маленького местечка, которых много было в нашем регионе?

- Мы специально репертуар для Крыма не подбирали — просто привезли свои лучшие спектакли и рады тому, что они близки жителям полуострова.

В завершении пресс-конференции Мария Виненкова и Игорь Ладейщиков просто встали и запели. Без микрофонов, разных примочек, делающих голоса более звучными и глубокими, журналисты стали им подпевать… Стало ясно, что жителей Крыма ожидает встреча с прекрасными артистами, певцами и музыкантами. И последующие спектакли это подтвердили.

В город приехало аж семь фур с декорациями, костюмами, реквизитом, световой и звуковой аппаратурой. Восемь основных спектаклей прошли на сцене Украинского музыкального театра в Симферополе, один прошел на подмостках Русского театра имени Горького, а часть труппы выбиралась еще и в город-герой Севастополь с благотворительным спектаклем.

«Екатерина Великая» — это, пожалуй, самый мощный спектакль труппы, да и лидер показа. В нем задействованы сотни актеров, сотни театральных костюмов пришлось привести на полуостров для показа этого яркого, красочного представления. Что тут скажешь — зрители смотрели его на одном дыхании. Никогда еще маленький зал Украинского театра не был таким переполненным. Не было ни одного места в партере, на бельэтаже люди сидели в проходах, даже самые верхние балкончики, предназначенные для осветительной аппаратуры были полны зрителей.

Ведь личность Екатерины загадка, в том числе и для крымчан. Выданная замуж против своей воли, долго не видевшая своего сына, принявшая участие в дворцовом перевороте, а потом успешно правившая Россией, да так, что стала Екатериной Великой и для всего мира тоже.

В спектакле зрители могли видеть и посещение ею Тавриды, и так называемые Потемкинские деревни. Две актрисы играют в спектакле — молодую принцессу и уже царственную императрицу. Образ молодой царевны воплотила уже упоминавшаяся Мария Виненкова, которая получила «Золотую маску» как раз за эту роль. Да и Игорь Ладейщиков хорош в роли графа Орлова, приведшего юную Екатерину к власти в России.

«Графина Марица» — классическая оперетта Имре Кальмана, ставят которую намного реже, чем классическую «Сильву» или «Принцессу цирка». Особенностью этой постановки можно считать то, что ставить его помогали театральные работники из Будапешта — родины Имре Кальмана: режиссер Миклош Керени и художник Агнеш Дярмати.

Потому, видимо, спектакль получился очень бурным, полным южного темперамента, с мощными страстями на сцене. Актерам приходилось здесь нелегко: этот спектакль отыгрывается без микрофонов, на собственной силе легких, и, к сожалению, как отмечали сами актеры, акустика нашего театра не очень хороша — к ней надо приспосабливаться. Может быть потому не всегда можно было четко разобрать реплики некоторых молодых актеров.

Однако, когда на сцене появились народные артисты России Алексей Шамбер в роли герцога Популеску и Римма Антонова — герцогини Куденштейн, то их хорошо поставленные голоса и отличная речь сумели преодолеть недостатки акустики. Удивил также здесь тот же Игорь Ладейщиков: у него статура главного героя и он и играет спокойных, благородных людей. Здесь же его было не узнать: Барон Иштван Лиденберг для друга переодевается в дикого барона Зупана, который все время отплясывает Чардаш, дико ревнует ко всем Марицу и полон страстей... Это еще раз доказало многогранность таланта молодого артиста.

«Черт и девственница», как отмечают критики, является фаворитом зрительский симпатий. И понятно почему. У многих из нас, наверное, есть в глубине души мечта вернуться в какой-то момент своей жизни и сделать что-то иначе, изменить содеянное. Вот и появившийся черт перед 90-летней бабушкой дает ей возможность вернуться в свое семнадцатилетие, и совсем иначе обращаться с засмотревшимся на нее князем.

Здесь стоит отметить игру еще одного молодого актера — Евгения Толстова. Какая у него мощная пластика, какие разнообразные и интересные роли ему приходится играть!.. Здесь он черт, стелющийся перед Сатаной, в «Кошке» он шакал с ухватками провинциального бандита, а в «Парусах» у него мощная роль волшебника-бродяги Эгля... Да, и хочется отметить персонажа Макса в исполнении еще одного прекрасного актера театра: народного артиста Владимира Смолина, сыгравшего разнообразные роли и в других спектаклях.

«WWW.Силиконовая дура.net» — один из самых нестандартных спектаклей свердловской музкомедии. Это самая молодежная постановка, посвященная, с одной стороны современным Ромео и Джульетте, живущих, в основном, в своем придуманном виртуальном мире интернет-пространства, а с другой — нынешней школе, где учителей волнуют больше не реальные чувства их учеников, а реноме школы, да всяческие проверки министерства, которые могут разрушить их налаженную жизнь.

С этим спектаклем Свердловский театр выступал на сцене в Санкт-Петербурге и получил высокие оценки местных знатоков. Не зря спектакль вызывает одну и ту же реакцию зрителей по всей России — все спрашивают: «У Мити и Норы все будет хорошо? Они найдет вместе свою мечту?». Авторы пытались сделать этот спектакль максимально жестким и в то же время максимально честным. Потому, видимо, они и получили две «Золотые маски» за этот спектакль в 2008 году: одну главному режиссеру театра Кириллу Стрежневу, а вторую — главному дирижеру Борису Нодельману.

«Парк советского периода» — это спектакль-ностальгия. Здесь практически нет сюжета: мы видим время довоенное, военное и послевоенное. Люди здесь встречаются, общаются и расходятся. Всех их объединяет старинный парк, в котором все это происходит. И актеры все время поют... Поют старые и не очень советские песни, под которые люди влюблялись и расставались, шли на войну и возвращались с нее в этот парк — место своей беззаботной юности.

Старый дворник с метлой, олицетворяющий этот парк, поет песни юности наших отцов. Здесь можно услышать то, что пели Изабелла Юрьева и Клавдия Шульженко, Леонид Утесов и Петр Лещенко. В конце спектакля уже все зрители подпевают актерам, а особенно последнюю песню, о столице: «Дорогие мои москвичи».

Здесь стоит отметить игру заслуженного артиста РФ Павла Дралова. Его персонаж — старый актер Яков Разливанский — приносит отличную комическую нотку в этот спектакль. В конце зрители долго рукоплескали актерам, не отпуская их от себя. «Спасибо, Крым!», — кричали зрителям артисты... Спектакль получил премию правительства Российской Федерации «За вклад в развитие театрального искусства России».

«Кошка» — единственный мюзикл, который шел в Симферополе всего один раз. Спектакль в первую очередь для детей, поставлен по известному произведению Киплинга про «кошку, что гуляла сама по себе». В центре сюжета дикий лес, в котором поселяются люди, и это не по нраву местному хозяину — тигру. А сложную роль кошки, которая все время пытается действовать по принципу «разделяй и властвуй» сыграла молодая актриса театра, лауреат международного конкурса Екатерина Куропатко. Ведущей же актрисе театра Марии Виненковой выпала небольшая роль Дикой Коровы, в которой она сумела найти много интересных изюминок для своей героини. Спектакль очень красивый, особенно прекрасна «космическая свита» кошки: двенадцать золотых знаков зодиака, повсюду сопровождающие главную героиню, которая, несмотря на свою независимость, все же спасает жизнь мальчика...

«Скрипач на крыше» — классический бродвейский мюзикл, уже много лет идущий на лучших сценах мира, который в оригинале можно увидеть на российской сцене только в исполнении екатеринбургской труппы. Для его исполнения театру пришлось покупать лицензию у Music Theatre International. И это кажется странным, учитывая то, что сюжет этот написали не в далекой Америке, а наш Шолом-Алейхем о жизни маленького еврейского местечка.

Стоит вспомнить что роль Тевье-молочника когда-то великолепно сыграл Богдан Ступка именно на этой же сцене Украинского театра в Симферополе. В постановке Свердловской музкомедии создается впечатление, что мы видим не жизнь маленького городка, а ряд библейских сюжетов переплетающихся между собой.

«Алые паруса» — наверное, все же самый лучший спектакль Свердловского театра. Причем, хочется отметить, что держится он, конечно, в первую очередь на бессменных ведущих артистах театра: Марии Виненковой и Игоре Ладейщикове. Но стоит отметить и мощную игру Евгения Толстова, в которой он исполнил этого нового для Грина персонажа («то ли волшебника, то ли бродяги», — как его описали создатели спектакля), который и соединяет главных героев.

Этот спектакль, как его представляют, «безошибочный выбор и для неисправимых романтиков, и для скептиков». Спектакль поставлен на замечательную музыку Максима Дунаевского. И хотя сюжет не совсем схож с гриновским — в спектакле появляются новые персонажи, подробно показывается то, о чем великий романтик лишь тонко намекнул — спектакль от этого только выиграл.

И пускай капитана зовут вовсе не Грэй, и корабль его не тот, что описан в романе, а сделан им самим, пускай паруса окрашены вином из бочки, главное — это верить в свою мечту и дождаться ее выполнения. Ассоль в спектакле все время проходит через испытания и соблазны, она уже даже готова выйти замуж на нелюбого ей Хина Меннерса, только чтобы спасти своего отца, когда наконец появляется Грэй из ее мечты.

«Любви не бывает ни рано, ни поздно», — поют главные герои, а им подпевает весь зал. Долго, очень долго зрители не отпускают всех исполнителей со сцены. «Весь спектакль я проплакала», — говорит одна зрительница другой, выходя из зала. В этом и есть вся сила искусства!

Интересно, что в конце спектакля на сцену обычно вызывают режиссера. В свердловском театре можно отметить другую тенденцию: здесь вызывают главного дирижера. И понятно почему: во всех спектаклях музыка — одно из главных действующих лиц и от дирижера зависит очень многое...

Все спектакли Свердловской музкомедии идут в столице Крыма по два раза, в субботу, 27 сентября, пройдет последний: «Заключительный Гала». В спектаклях участвуют разные актеры, но видно, что подрастает новая смена. Это не только молодые актеры, пока еще и не имеющие наград и званий, но и совсем юные воспитанники детской студии театра. Именно поэтому его еще ждет большое будущее! 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!