Этот год для Свердловской музкомедии станет знаковым – театру исполняется 90 лет. Честь открывать сезон выпала режиссеру Нине Чусовой, которая решила воплотить на сцене екатеринбургского театра мюзикл «Маскарад». Постановка стала первой в юбилейном сезоне театра. Музыку для спектакля в двухтысячных написал петербургский композитор Игорь Рогалев, а автором либретто стал Юрий Димитрин. Последний решил перенести действие пьесы в XX век – герои становятся участниками Первой Мировой войны. Именно в августе 1914 года, по его мнению, жизнь и культура России принципиально изменились. Атмосфера лермонтовского произведения идеально вписывается в замысел Димитрина – маски с героев, как и с царской России, пали.
«Мне показалось интересным и важным всмотреться в последние мгновения бала этой, казавшейся вечной культурной традиции, ушедшей целиком и безвозвратно. Работа эта посвящена Петербургу, и, разумеется, не потому, что в нем происходили события классического «Маскарада». Именно Петербург – его архитектура, флер, облик, – остается, быть может, единственным на земле островом воспоминаний о той «маскарадной эпохе», из которой, так или иначе, вышли мы все», – рассказывал Юрий Димитрин.
Здесь важно будет отметить, что в спектакле нет ни единой сточки от оригинальной пьесы. Сохранена лишь фабула и персонажи, однако стихи и песни были полностью переделаны под жанр мюзикла. Это было сделано целенаправленно – для того, чтобы зрители не сравнивали спектакль с «Маскарадом» Лермонтова. В театре очень старались перенести на сцену дух пьесы, но не воссоздавать ее досконально.
«Не стоит сравнивать с пьесой Лермонтова, потому что это совершенно другое произведение. Стихов поэта здесь не будет, это стихи Юрия Димитрина. Это было сделано целенаправленно. Для того, чтобы зрители не сравнивали с оригиналом. Тем не менее, произведение поэтическое, музыкальное. Сохранен дух Лермонтова», – рассказывает режиссер спектакля Нина Чусова.
И действительно, перед зрителями разворачивается трагическая история любви, предательства, ревности между главными героями. Правда, есть и нововведения – один из героев уходит солдатом на фронт Первой Мировой войны.
В театре рассказывают, что все премьеры «Маскарада» проходили во время сложных ситуаций, разворачивающихся в стране. Тем самым спектакль мистическим образом продолжает вписываться в повестку. Так, первый показ проходил в 1917 году. Зрители, выходившие после премьеры, видели, как революционеры ходят по улицам с лозунгами. Вторая премьера состоялась в Театре Вахтангова в 1941 году – впритык к началу Второй Мировой войны. Наконец, в Екатеринбурге спектакль показывают практически сразу после объявления о частичной мобилизации.
«У спектакля довольно драматическая судьба. Такие ужасные сходства. Сначала мы планировали поставить «Иисус Христос – суперзвезда», но после февраля мы не могли его поставить из-за авторских прав, и было принято решение поставить «Маскарад». Все сложилось, ничего не препятствовало, все карты ложились. Казалось, даже по срокам не успеваем, но и тут все получилось», – рассказывают в театре.
Спектаклю совершенно точно нельзя отказать в зрелищности. Размах и фантазия художника-постановщика Евгении Швец восхищают и удивляют одновременно. На сцене – четыре шестиметровых колонны в виде гигантских слитков золота, каждая весом 100 килограммов. Их сменяют не менее масштабные лестницы, фигуры античных богов и восьмиметровый суперзанавес с изображением Евангелиста Марка. Кстати, очень интересна история появления этой фотографии в сценографическом решении спектакля. Авторские права на использование фотографии скульптуры евангелиста Марка принадлежат Исаакиевскому собору. В результате переговоров руководство собора не только передало театру право на безвозмездное использование образа Марка, но и благословило спектакль.
«Несмотря на то, что трагического много, мы говорим про то, что зритель после спектакля должен понять, что есть любовь, есть чистота, есть хорошее и доброе в этом мире. Я хочу, чтобы зритель выходил со спектакля с ощущением внутренней красоты. Я всегда артистам говорю, что мы дарим любовь. Любовь к зрителям, любовь к персонажам, и неважно, хорошие они или плохие», – делится режиссер.
Первый показ для театралов Екатеринбурга состоится сегодня, 30 сентября, в 18:30. Также постановку можно будет посмотреть 1, 21 и 22 октября.