В ноябре один из самых титулованных театров страны – Свердловская музкомедия – отмечает 85-летний юбилей. Специально по этому случаю планируется большая программа, главным событием которой станет Международный форум, посвященный судьбе музыкального театра в России. Подробнее о предстоящих мероприятиях в интервью «Театралу» рассказал гендиректор Свердловской музкомедии Михаил САФРОНОВ.
– Михаил Вячеславович, как юбилей отметите?
– В последние десятилетия мы стараемся не сводить праздники исключительно только к банкетам. Юбилей для нас это повод собраться и поразмышлять о судьбе жанра, ведь отношение к нему уже не первое десятилетие очень сложное. С одной стороны, оперетту поглотил мюзикл. Но с другой, зрительская любовь к оперетте не угасла: этот жанр вполне жизнеспособен, однако сегодня осталось мало композиторов, которые работают в этом формате, а оперетты «большого круга» поставлены не по одному десятку раз.
В общем, в череде юбилейных торжеств одним из главных наших мероприятий станет форум «От практики к совершенству», посвященный современному музыкальному театру. К нам приедут в общей сложности порядка 250-ти человек: критики, музыковеды и, конечно же, режиссеры, композиторы, артисты. В программе запланирована целая серия тематических круглых столов с режиссерами, дирижерами, драматургами. Например, модератором одного из круглых столов с директорами станет генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Практической частью форума станут мастер-классы по степу, пластике, актерскому мастерству, современному вокалу. В рамках режиссерской лаборатории Кирилла Стрежнева (она продлится 5 дней – столько же, сколько и сам форум), будет показан закулисный процесс создания мюзикла: от идеи до премьеры. Так сказать, от замысла к воплощению.
Мы предлагаем собраться и поговорить. Дискуссия? Хорошо, если будет дискуссия! Для нас важно определить новые ориентиры и понять, куда двигаться дальше. Свердловская музкомедия в советские годы считалась лабораторией оперетты, а сейчас нас называют уже лабораторией мюзикла. Театр по-прежнему открывает новые имена композиторов, авторов, ставит спектакли, которые можно посмотреть только на нашей сцене. За 85 лет здесь было сыграно 87 мировых премьер. Это ведь не пустой факт. Но я призываю не зацикливаться на истории, не превращаться в театр-музей: очень важно для нас, чтобы новые произведения появлялись на музыкальном небосклоне.
В рамках форума мы покажем спектакли, которыми гордимся и гордимся не первый год. В их числе «Яма» Сергея Дрезнина в постановке Нины Чусовой, «Бернарда Альба» Лакьюзы в постановке Алексея Франдетти и, разумеется, с успехом прозвучавшие на недавних гастролях в Москве «Декабристы» Евгения Загота в постановке Кирилла Стрежнева. Кстати, после недавних гастролей «Декабристов» в Москве Свердловская музкомедия попала в круг зрительского интереса москвичей. К нам приезжают на один, на два дня, чтобы посмотреть другие наши спектакли.
А откроется череда торжеств историческим ревю «Счастливое место: Свердловская музкомедия». Такое же название мы дали и большой книге, выпущенной к юбилею. Речь в ней идет о корифеях театра, где за 85 лет сменилось лишь три главных режиссера – Георгий Кугушев, Владимир Курочкин и ныне здравствующий Кирилл Стрежнев. Назовите хотя бы еще один театр в Советском Союзе, в СНГ, в России, который может этим похвастаться. Три золотых века режиссуры...
– Кстати, у вас ведь недавно состоялась премьера рок-оперы Журбина «Орфей и Эвридика».
– Да, спектакль вышел в прошлом сезоне и выдвинут в семи номинациях на «Золотую Маску».
– Вообще Свердловская музкомедия известный рекордсмен по числу завоеванных «Золотых Масок».
– Для нас важно не столько количество наград, сколько сохранение взятой творческой планки. Хотя осознание того, что в коллекции их уже 18, несомненно, греет наше самолюбие.
– А если говорить о практической стороне дела, известно ведь, что в регионах кадры всегда на вес золота…
– Да, поэтому мы стараемся, чтобы наши артисты могли совершенствовать свой профессионализм. Вот и в рамках предстоящего форума пройдет множество мастер-классов, посвященных и актерскому мастерству, и речи, и движению, и современной вокальной технике. Сегодня уже нельзя петь так, как пели вчера. Меняется жизнь, меняется искусство…
– Интонация времени.
– Какое точное определение вы нашли. В этом, кстати, и заключается наша миссия. На фасаде Музкомедии установлен барельеф народному артисту СССР Владимиру Курочкину и выгравированы его слова: «Наш театр родился из желания оказаться созвучным времени…» Сколько лет прошло, а этот девиз для нас по-прежнему актуален.
Иногда нам говорят: «Наверное, вы спекулируете на тематике, на жанре, на репертуаре».
– Почему?
– Потому что некоторые считают, что музыкальный театр не может быть успешным. А мы не спекулируем. Мы просто пытаемся делать так, чтобы в произведениях, которые идут на нашей сцене, был злободневный материал. И мюзикл, в этом случае, нам в помощь, так как мюзикл – актуальный жанр. Для нас важна социальная составляющая. Чтобы переживания героев были созвучны времени, этих самых героев надо приблизить к реальному человеку, чтобы зрители по дороге домой обсуждали, то что его реально волнует: об этом же трубит весь мир, а тут эта проблема показана.
– Недавно в интервью «Театралу» директор Московского театра оперетты Владимир Тартаковский рассказал, что осовремененная оперетта не особенно приживается в репертуаре. Зрители жалуются, если на сцене нет кринолинов, пышных декораций, оркестра, канкана и т.п.
– Владимир Исидорович прав. Дело в том, что, как только мы беремся за опереточную классику и начинаем вычеркивать некоторые сцены и подминать либретто под наши дни – это, как правило, встречает сопротивление зрителей. Нам пишут, звонят: «Верните первоисточник! Мы хотим смотреть нашу старую добрую оперетту».
– Но в то же время вы утверждаете, что театр не может превращаться в музей, задерживаться в своем развитии…
– Совершенно верно. Поэтому здесь очень важно, чтобы материал оказался в руках у режиссера, который найдет ту самую интонацию времени, придав старым сценам актуальное звучание. Такая работа всегда деликатна и кропотлива, но если проделана тщательно, то окупается сторицей. Вообще поиск золотой середины – главный успех любого театра во все времена.
Кринолины мы не исключаем из своей жизни и не будем исключать. Но современное прочтение любой оперетты, повторюсь, зависит от режиссера. К счастью, есть еще классики опереточного жанра, его корифеи, но без молодежи всё остановится. И потому я всегда старался, чтобы рядом с нашими режиссерами были те, кто готов прийти им на смену. Я говорю молодым: не упускайте момента, ходите на репетиции, изучайте эту великую школу: природа театра такова, что ее невозможно постичь умозрительно – она передается только в совместной работе…
Если мы ставим, например, «Декабристов», то, разумеется, нас интересует не политические перестановки императорского двора времен Николая I и не романтическая легенда о декабристах. Наши «Декабристы» это, скорее, взгляд авторов спектакля на Россию в период смуты, неразберихи и как в этом пограничном состоянии не потерять достоинство, продолжать верить в любовь и благородство. Мне кажется, задача театра не давать конкретные ответы, а пробуждать ассоциации и проводить аналогии с общекультурными, политическими, духовными процессами, которые происходят сегодня в стране.
Так что, у нас проблема заключается, прежде всего, в поиске материала, который был бы социально значим, опять же был бы созвучный времени. Поэтому у нас идут «Мертвые души» по Гоголю, «Яма» по Куприну, «Бернарда Альба» по Лорке и т.д. Нас порой упрекают: ну разве это уместно в Театре музкомедии? А я так скажу: у нас есть спектакли, которые требуют работы и ума и сердца и такие, чтобы прослезиться и посмеяться. Мы не откажемся от своей стратегической линии ставить авторские спектакли с серьезной и актуальной тематикой, основанные на большой литературе в том числе. Мы серьезный театр с несерьезным лицом.
– Михаил Вячеславович, как юбилей отметите?
– В последние десятилетия мы стараемся не сводить праздники исключительно только к банкетам. Юбилей для нас это повод собраться и поразмышлять о судьбе жанра, ведь отношение к нему уже не первое десятилетие очень сложное. С одной стороны, оперетту поглотил мюзикл. Но с другой, зрительская любовь к оперетте не угасла: этот жанр вполне жизнеспособен, однако сегодня осталось мало композиторов, которые работают в этом формате, а оперетты «большого круга» поставлены не по одному десятку раз.
В общем, в череде юбилейных торжеств одним из главных наших мероприятий станет форум «От практики к совершенству», посвященный современному музыкальному театру. К нам приедут в общей сложности порядка 250-ти человек: критики, музыковеды и, конечно же, режиссеры, композиторы, артисты. В программе запланирована целая серия тематических круглых столов с режиссерами, дирижерами, драматургами. Например, модератором одного из круглых столов с директорами станет генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Практической частью форума станут мастер-классы по степу, пластике, актерскому мастерству, современному вокалу. В рамках режиссерской лаборатории Кирилла Стрежнева (она продлится 5 дней – столько же, сколько и сам форум), будет показан закулисный процесс создания мюзикла: от идеи до премьеры. Так сказать, от замысла к воплощению.
Мы предлагаем собраться и поговорить. Дискуссия? Хорошо, если будет дискуссия! Для нас важно определить новые ориентиры и понять, куда двигаться дальше. Свердловская музкомедия в советские годы считалась лабораторией оперетты, а сейчас нас называют уже лабораторией мюзикла. Театр по-прежнему открывает новые имена композиторов, авторов, ставит спектакли, которые можно посмотреть только на нашей сцене. За 85 лет здесь было сыграно 87 мировых премьер. Это ведь не пустой факт. Но я призываю не зацикливаться на истории, не превращаться в театр-музей: очень важно для нас, чтобы новые произведения появлялись на музыкальном небосклоне.
В рамках форума мы покажем спектакли, которыми гордимся и гордимся не первый год. В их числе «Яма» Сергея Дрезнина в постановке Нины Чусовой, «Бернарда Альба» Лакьюзы в постановке Алексея Франдетти и, разумеется, с успехом прозвучавшие на недавних гастролях в Москве «Декабристы» Евгения Загота в постановке Кирилла Стрежнева. Кстати, после недавних гастролей «Декабристов» в Москве Свердловская музкомедия попала в круг зрительского интереса москвичей. К нам приезжают на один, на два дня, чтобы посмотреть другие наши спектакли.
А откроется череда торжеств историческим ревю «Счастливое место: Свердловская музкомедия». Такое же название мы дали и большой книге, выпущенной к юбилею. Речь в ней идет о корифеях театра, где за 85 лет сменилось лишь три главных режиссера – Георгий Кугушев, Владимир Курочкин и ныне здравствующий Кирилл Стрежнев. Назовите хотя бы еще один театр в Советском Союзе, в СНГ, в России, который может этим похвастаться. Три золотых века режиссуры...
– Кстати, у вас ведь недавно состоялась премьера рок-оперы Журбина «Орфей и Эвридика».
– Да, спектакль вышел в прошлом сезоне и выдвинут в семи номинациях на «Золотую Маску».
– Вообще Свердловская музкомедия известный рекордсмен по числу завоеванных «Золотых Масок».
– Для нас важно не столько количество наград, сколько сохранение взятой творческой планки. Хотя осознание того, что в коллекции их уже 18, несомненно, греет наше самолюбие.
– А если говорить о практической стороне дела, известно ведь, что в регионах кадры всегда на вес золота…
– Да, поэтому мы стараемся, чтобы наши артисты могли совершенствовать свой профессионализм. Вот и в рамках предстоящего форума пройдет множество мастер-классов, посвященных и актерскому мастерству, и речи, и движению, и современной вокальной технике. Сегодня уже нельзя петь так, как пели вчера. Меняется жизнь, меняется искусство…
– Интонация времени.
– Какое точное определение вы нашли. В этом, кстати, и заключается наша миссия. На фасаде Музкомедии установлен барельеф народному артисту СССР Владимиру Курочкину и выгравированы его слова: «Наш театр родился из желания оказаться созвучным времени…» Сколько лет прошло, а этот девиз для нас по-прежнему актуален.
Иногда нам говорят: «Наверное, вы спекулируете на тематике, на жанре, на репертуаре».
– Почему?
– Потому что некоторые считают, что музыкальный театр не может быть успешным. А мы не спекулируем. Мы просто пытаемся делать так, чтобы в произведениях, которые идут на нашей сцене, был злободневный материал. И мюзикл, в этом случае, нам в помощь, так как мюзикл – актуальный жанр. Для нас важна социальная составляющая. Чтобы переживания героев были созвучны времени, этих самых героев надо приблизить к реальному человеку, чтобы зрители по дороге домой обсуждали, то что его реально волнует: об этом же трубит весь мир, а тут эта проблема показана.
– Недавно в интервью «Театралу» директор Московского театра оперетты Владимир Тартаковский рассказал, что осовремененная оперетта не особенно приживается в репертуаре. Зрители жалуются, если на сцене нет кринолинов, пышных декораций, оркестра, канкана и т.п.
– Владимир Исидорович прав. Дело в том, что, как только мы беремся за опереточную классику и начинаем вычеркивать некоторые сцены и подминать либретто под наши дни – это, как правило, встречает сопротивление зрителей. Нам пишут, звонят: «Верните первоисточник! Мы хотим смотреть нашу старую добрую оперетту».
– Но в то же время вы утверждаете, что театр не может превращаться в музей, задерживаться в своем развитии…
– Совершенно верно. Поэтому здесь очень важно, чтобы материал оказался в руках у режиссера, который найдет ту самую интонацию времени, придав старым сценам актуальное звучание. Такая работа всегда деликатна и кропотлива, но если проделана тщательно, то окупается сторицей. Вообще поиск золотой середины – главный успех любого театра во все времена.
Кроме того, есть негласные правила, которые непременно надо соблюдать, чтобы сохранять имидж коллектива. Вот мы, например, ниже пояса никогда не шутим. Так заведено Владимиром Акимовичем Курочкиным. Он говорил: все, что ниже живота – это животный смех. И не этим мы сильны. Мы сильны головой.
Кринолины мы не исключаем из своей жизни и не будем исключать. Но современное прочтение любой оперетты, повторюсь, зависит от режиссера. К счастью, есть еще классики опереточного жанра, его корифеи, но без молодежи всё остановится. И потому я всегда старался, чтобы рядом с нашими режиссерами были те, кто готов прийти им на смену. Я говорю молодым: не упускайте момента, ходите на репетиции, изучайте эту великую школу: природа театра такова, что ее невозможно постичь умозрительно – она передается только в совместной работе…
Если мы ставим, например, «Декабристов», то, разумеется, нас интересует не политические перестановки императорского двора времен Николая I и не романтическая легенда о декабристах. Наши «Декабристы» это, скорее, взгляд авторов спектакля на Россию в период смуты, неразберихи и как в этом пограничном состоянии не потерять достоинство, продолжать верить в любовь и благородство. Мне кажется, задача театра не давать конкретные ответы, а пробуждать ассоциации и проводить аналогии с общекультурными, политическими, духовными процессами, которые происходят сегодня в стране.
Так что, у нас проблема заключается, прежде всего, в поиске материала, который был бы социально значим, опять же был бы созвучный времени. Поэтому у нас идут «Мертвые души» по Гоголю, «Яма» по Куприну, «Бернарда Альба» по Лорке и т.д. Нас порой упрекают: ну разве это уместно в Театре музкомедии? А я так скажу: у нас есть спектакли, которые требуют работы и ума и сердца и такие, чтобы прослезиться и посмеяться. Мы не откажемся от своей стратегической линии ставить авторские спектакли с серьезной и актуальной тематикой, основанные на большой литературе в том числе. Мы серьезный театр с несерьезным лицом.