Когда поёт председатель жюри...
Нет, речь не о том, что народный артист России Герард Васильев, председатель жюри конкурса, спел на Гала-концерте, завершившем конкурс в минувшую среду. Этого даже ждали. Чтобы легенда оперетты, кумир публики, находящийся в отличной творческой форме, - да не спел? Быть такого не могло. Так и было. И знаменитая ария Мистера Икс стала поистине апофеозом конкурса, символом вечной молодости самого жанра и завидного сценического долголетия, о котором мечтает любой артист.
Но речь, действительно, не об этом. Мало кто видел, как в первый день конкурсных прослушиваний, в перерыве, когда зал покинули зрители, пресса, да и члены жюри, Герард Вячеславович, уходивший последним... пел. Не в полный голос, понятное дело. Но - с чувством. Что-то из любимых им арий. Такое, должно быть, настроение было у председателя жюри. Уже в первый день конкурса...
Все дни конкурса, в разных ситуациях (прослушивания, мастер-классы) от теоретиков и практиков театра, критиков то и дело звучало: есть некое высшее провидение в том, что конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла задуман и проводится на Урале, в Свердловской музкомедии. Театр, культивирующий на своей территории атмосферу театра-дома, и участников международного конкурса принимает, всех без исключения, как родных и желанных. Они, естественно, очень разные (разве что молодость - их общее достоинство): со своими амбициями, характерами, разным масштабом дарования. Но на конкурсе - с момента его учреждения два года назад - неизменно царит принцип не "кто кого", а "пусть каждый явит лучшее в себе". Этому от всей души помогали артисты-мастера, которые выходили на сцену с молодыми, если требовалось "подыграть" в выбранном для конкурсного показа эпизоде. Этому способствовали крики "Браво!" от коллег и зрителей, которым и на этот раз организаторы конкурса дали возможность наблюдать прослушивания из зала. "Браво!" - это когда номинант выступил отлично, заразительно. Но бывали же, естественно, и другие минуты. На то и конкурс. Но даже и в этом случае зал поддерживал участника аплодисментами - пусть не восторженными, но... искренне сочувствующими.
- Я, быть может, идеалист, - говорил во время конкурса Герард Васильев, - но очень хочется, чтобы атмосфера театра-семьи, созданная в Свердловской музкомедии, благодаря этому конкурсу - в частности, распространилась бы и на всю территорию нашего жанра. В России. А может - и в мире. Сам Свердловский театр музыкальной комедии охотно работает с мастерами жанра из других регионов. Своих молодых активно выдвигает на конкурс, не боясь, что переманят. Такие случаи после первого конкурса имени Курочкина были. Некоторые директора театров струхнули. А я думаю: ну и что?! Ведь молодой артист остаётся в профессии, в нашем жанре. Конкурс только даёт ему дополнительный шанс быть востребованным, оцененным не "ближними коллегами", а лучшими теоретиками и практиками театра".
О представительности международного жюри конкурса им.В. Курочкина "ОГ" уже писала (№314 за 27 сентября). Участники же, как говорится в таких случаях, представляли всю Россию. И не только. Барнаул, Москва, Иркутск, Минск, Новоуральск, Пушкин, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Магадан, Пятигорск, Петрозаводск, Омск, Северск, Астрахань, Санкт-Петербург, Чебоксары... Естественно - Екатеринбург. Молодые соревновались в номинациях "оперетта", "мюзикл", "хореография". И каждый, конечно же, старался и надеялся.
До финала, до гала-концерта, на котором жюри и должно было объявить итоги, дошёл 21 участник. Но относительно итогов организаторы конкурса и жюри сохраняли интригу до самого последнего момента, до финальных минут гала-концерта. В первом отделении дали возможность выступить, всё ещё на равных, всем финалистам, будущим дипломантам и лауреатам. Ещё раз "явить лучшее в себе" - зрителям, коллегам, друзьям театра. И даже когда Марию Виненкову, молодую артистку Свердловской музкомедии, сильно подвёл реквизит (оригинальный номер-ария из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро" просто рассыпался на глазах) и Маша в отчаянии покинула сцену, то ни коллеги, ни зрители не дали ей совсем "сойти с дистанции". Коллеги, театрально обыграв ситуацию, снова вывели Марию на сцену, а зрители искренне поддержали. Аплодисментами. Атмосфера взаимной симпатии, поддержки, участия сохранялась даже в форс-мажорных обстоятельствах. Как и должно быть в семье. Пусть и театральной.
"Побеждает не тот, кто бежит, а тот, кому суждено", - цитировали ведущие гала-концерта высказывания великих о театре. Высказывания-афоризмы были из разряда юмористических, но - с подтекстом. Жизнью проверенные и подтвержденные. Вот и это - про то, что побеждает, кому назначено судьбой, сбылось. Именно Мария Виненкова и стала обладателем первой премии в номинации "мюзикл". Суждено было. За безусловный талант (зрители любят её героинь в "Figaro", "Силиконовой дуре", "Екатерине Великой"). За редкое трудолюбие (М. Виненкова пришла в театр совсем недавно, но уже одна из ведущих артисток театра).
"В нашем "легком" жанре немало трудностей, но, пожалуй, ещё больше радостей", - говорил когда-то Владимир Курочкин, народный артист СССР, актёр, режиссёр, художественный руководитель и главный режиссёр Свердловской музкомедии. Тоже - великий человек в искусстве Театра (именем его и назван конкурс). Сам конкурс стал для участников большой радостью. Ну, а уж победители, разумеется, и вовсе были на седьмом небе. В номинации "мюзикл" первую премию с М. Виненковой разделил её коллега, партнёр по "золотомасочному" спектаклю "Силиконовая дура" Евгений Зайцев. В номинации "оперетта" лауреатом первой премии стала Татьяна Климова (Ростов-на-Дону). Первым в номинации "хореографическое искусство" не стал никто - премия не присуждена. Зато Майя Загребельная и Максим Веснин, солисты балета Ставропольского краевого театра оперетты, вместе со второй премией за свой хореографический номер получили ещё очень престижный приз зрительских симпатий - голосование среди зрителей, по анкетам, было проведено прямо во время гала-концерта.
Вообще, на нынешнем, втором конкурсе им. В. Курочкина было достаточно много, наряду с традиционными, специальных призов: приз Свердловской музкомедии, который театр учредил по случаю своего 75-летия, приз Союза театральных деятелей России, приз управления культуры администрации Екатеринбурга, приз им.народного артиста России Э. Жердера - он вручён Евгению Зайцеву, лучшему актёру каскадного амплуа.
Был и сюрприз. Впервые на этом конкурсе Свердловский театр музыкальной комедии вручил свой внутренний, но очень дорогой многим приз им. народного артиста России А. Маренича. И кому бы, вы думали?!. Статуэтка "великого Марэ" вручена Герарду Васильеву. Как знак величайшего признания. За всё, что он сделал уже в искусстве оперетты и мюзикла. За всё, что делает сегодня в рамках собственного Фонда по сохранению и развитию жанра оперетты. За неоценимую помощь в проведении конкурса им. В. Курочкина.
Словом, после вручения наград у председателя жюри Г. Васильева был, кажется, ещё один повод спеть. Но... Должно быть, по этому поводу он споёт уже дома, в столице, в родной Московской оперетте, где служит уже 40 лет, где учредил и проводит собственный конкурс - "OperettaLand". И казалось бы, зачем ему второй "председательский хомут"?! Тем не менее Г. Васильев с благодарностью и интересом уже второй раз откликнулся на просьбу уральцев председательствовать на конкурсе имени В. Курочкина.
Впрочем, оно и понятно.
Такое имя. Такой конкурс...