Каким запомнился екатеринбуржцем Кирилл Стрежнев
https://rg.ru/2022/08/30/reg-urfo/chto-eshche-ot-zhizni-nado.html
"Конец прекрасной эпохи" - такими словами Свердловский театр музыкальной комедии сообщил о том, что ушел из жизни главный режиссер театра народный артист России Кирилл Стрежнев. Тридцать шесть лет Кирилл Савельевич возглавлял один из лучших творческих коллективов страны. Театр стал для него не просто работой, а делом всей жизни, целой эпохой авторской режиссуры в истории отечественного музыкального искусства.
Свердловская музкомедия стала для Кирилла Стрежнева не просто работой, а делом всей жизни. / Татьяна Андреева/РГ
Странно, но я помню, как начиналась эта эпоха (так пугающе быстро летит время). Студенткой пришла на премьеру спектакля "Беспечный гражданин", из прежних полудетских впечатлений сохранив убеждение, что музкомедия - это легко, весело и красиво, костюмы обязательно с блестками и перьями, а актеры, когда поют, еще делают этакую дорожку ногами. И вот "Беспечный гражданин" - и мир переворачивается, становится другим на вкус и цвет, становится взрослым: бесхитростную историю "такого, как все" парня с Арбата Мити Громцева, мечтавшего стать артистом, прошедшего войну и потерявшего иллюзии беспечной юности, режиссер и актер рассказали так просто и так трагично, что границы сцены и зала, театра и реальной жизни исчезли, и я впервые в жизни заплакала в театре.
"Кирилл Савельевич мог буквально одним словом объяснить так, что у тебя выстраивалась роль"
"Ты живой и я живой, что еще от жизни надо? Возвращение домой - это лучшая награда", - пел Митя (Владимир Смолин), и встающий в горле ком помнят все зрители спектакля, я специально посмотрела свежие отзывы в интернете. А ведь прошло тридцать пять лет. "Беспечный гражданин" - первый спектакль Кирилла Стрежнева в качестве главного режиссера Свердловской музкомедии.
- Этой постановкой он продвинул театр в другое измерение, - говорит Борис Нодельман, главный дирижер театра. - Стрежнев, бесспорно, был гениальным режиссером. Он потрясающе придумывал свои спектакли, всегда привносил что-то абсолютно новое: ансамбль народных инструментов, потом рок-группа, а в "Силиконовой дуре" на оркестр была наложена фонограмма. Еще он никогда не боялся говорить правду, поднимать вопросы, казалось бы, немыслимые для жанра - сталинские репрессии, неоднозначность декабристского восстания, проблемы сегодняшних подростков. Двадцать пять спектаклей, над которыми мы вместе с ним работали за эти годы, - потрясающее счастье!
На сцене Свердловской музкомедии Кирилл Стрежнев поставил 59 спектаклей, и едва ли не все они становились либо мировыми премьерами, либо первыми в России, каждый раз подтверждая репутацию "лаборатории оперетты", которая закрепилась за театром еще в семидесятые годы. Награды и премии, врученные лично Стрежневу и театру под его руководством, составят длиннейший список. Стрежнев работал в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Ростове-на-Дону, Омске, Петрозаводске, Оренбурге, Краснодаре, Чикаго (США)… Можно говорить и о существовании театральной школы профессора Стрежнева: с 1987-го Кирилл Савельевич возглавлял кафедру музыкального театра Екатеринбургского театрального института, подготовив 13 актерских и актерско-режиссерских выпусков.
Мистика как будто, но Светлана Кочанова, ученица Стрежнева из его самого первого выпуска, а теперь заслуженная артистка России, тоже сразу вспоминает о "Беспечном гражданине":
- Кирилл Савельевич сказал нам, студентам: берите роли, какие хотите, делайте заявки, убедите - будете играть. И я играла возлюбленную главного героя - мой первый спектакль на сцене Свердловской музкомедии. Я поняла: это настоящий, большой театр. Кирилл Савельевич был потрясающим режиссером, он всегда точно знал, чего хочет, и мог буквально одним словом объяснить так, что у тебя выстраивалась роль. Все эти годы он держал высочайшую планку в творчестве, и мы все - стрежневские, все одной крови, мы говорим на одном языке ("Вас сразу видно", - всегда говорят нам приглашенные режиссеры). Поэтому мы будем делать все, чтобы театр сохранил и память о Кирилле Савельевиче, и тот уровень в профессии, который он нам задал.