Сюжет мюзикла «Купите пропуск в рай» – это вечная история, которую можно встретить в произведениях сотен писателей, говорящих на разных языках: авантюристы, желая разбогатеть, обманывают доверчивых людей. Основная сюжетная линия предельно проста, но на нее, как жемчужины на нитку, нанизываются череда случайных совпадений, новые герои и события, развивающиеся вокруг них. Все это дополняет музыка итальянского композитора Доменико Модуньо, который неоднократно получал премию «Грэмми», в том числе за композицию Volare, звучащую в постановке. В итоге бродячий актер Эрико становится «посланцем небес» и начинает показывать чудеса, а помогает ему в этом его друг Бумбачо.
«Каждое следующее чудо становится опаснее», – говорит Бумбачо «посланнику небес» Эрико.
В надежде заполучить любовь спасенной им девушки, Эрико готов пройти все испытания до конца: излечить калеку, изгнать дьявола, оживить мертвого и сгореть на костре.
«Сначала привыкнет к тебе как к святому, а потом как к мужчине», – дает совет своему другу Бумбачо, у которого тоже не все гладко в общении с любимой женщиной.
Все герои приходят к пониманию своей сути и находят свое счастья, но перед этим они достигают черты, которую не могут перейти: дальше только искупление грехов. Рай, о котором говорится в названии спектакля, – это аллегория: каждый герой пытается найти свой рай или свое счастье.
Впервые «Купите пропуск в рай» был поставлен на сцене Свердловской музкомедии в 1977 году на тот момент главным режиссером театра Владимиром Курочкиным. Текущий сезон в Свердловской музкомедии посвящен 100-летию легендарного режиссера, поэтому художественный руководитель театра Филипп Разенков решил возродить постановку своего предшественника.
«Нам хотелось легкости, солнечного настроение, такой легкой музыкальной комедии. Среди всех пьес именно эта обратила на меня свое внимание. Главные герои этого произведения – артисты. Они проходят свои сложности, преодолевают свои внутренние барьеры и приходят к пониманию того, что является главным в актерской профессии, да и в любой другой – дарить любовь», – поделился своими размышлениями Филипп Разенков.
Возрождая спектакль, Филипп Разенков пытался показать его не только глазами Владимира Курочкина, но и воссоздать методы работы легендарного режиссера. Филипп Разенков рассказал, что при Курочкине сами артисты вносили что-то новое в постановку. Поэтому в версии «Купите пропуск в рай» XXI века использован этот же принцип. На сцене мы видим артистов, которые читают свой текст, вживаются в роли, но при этом вносят в спектакль частичку себя, используя порой импровизацию и юмор.
Действие пьесы развивается в Италии XI века, но все герои говорят по-русски. Чтобы погрузить зрителя в атмосферу южной страны, режиссер использует специальный прием: артисты говорят на русском языке, но как итальянцы: эмоционально, ярко, страстно. Настоящие итальянские страсти кипят и между главными героями и их возлюбленными.
Музыка – главная составляющая нового спектакля. Именно она помогает зрителю перелететь из холодной России XXI века в жаркую Италию XI века.
«Это вкусная музыка, завораживающая. В ней какое-то апельсиновое, солнечное, морское, неаполитанское, итальянское настроение. Мы набрали много мелодий Модуньо и мы в них купаемся», – сообщил дирижер-постановщик спектакля Антон Ледовский.
Новый спектакль выглядит современно и актуально. Как было сказано ранее, в нем поднимаются вечные темы: «что такое счастье», «поиск любви», «на что готов человек ради денег», и это закрепляет его в сегодняшнем дне. Хотя режиссер признается, что до сих пор сомневается в актуальности постановки.
«Были опасения по поводу актуальности. Я до сих пор не знаю, на сколько актуален спектакль, будем смотреть на реакцию зрителей», – говорит Филипп Разенков, улыбаясь.
Отдельного внимания заслуживает танцевальный номер Бумбачо, которого играет Игорь Ладейщиков. Его герой танцует на кладбище вместе со скелетами под зажигательную мелодию. Именно такие вставки в постановку 1977 года делают спектакль 2023 года современным. И есть в этом что-то от голливудских мюзиклов.
Между двумя спектаклями есть преемственность – некоторые участники постановки Владимира Курочкина выйдут на сцену вновь. Надежда Басаргина, которая играла красавицу Белькоре, сейчас исполнит роль настоятельницы монастыря Симонии, а Иван Филоненко, как и в первом спектакле, сыграет мэра города.
«Мы хотим, чтобы зрители почувствовали себя в театральном раю», – подводит итог Филипп Разенков.
Увидеть новый спектакль можно на сцене Свердловского театра музыкальной комедии 2, 3 февраля, 23, 24 марта. 12+
Напомним, ранее Global City писал о том, как в Свердловском театре музыкальной комедии готовят спектакли и кто создает декорации.