ПРЕССА

Хореография сплошных многоточий…

17 июля 2023, Александр Поскребышев, Официальный канал Удмуртской Государственной Филармонии на Яндекс.Дзен

https://dzen.ru/a/ZLUJ3FSr4FDY--xL?ysclid=m7d3roztky857167014

Оглавление

Театр танца Сергея Смирнова «Эксцентрик-балет» снова показал в столице Удмуртии оригинальный хореографический альбом

Второй год кряду не точку, а именно многоточие в фестивале искусств «На Родине Петра Ильича Чайковского» поставили артисты хореографической компании «Эксцентрик-балет» из Екатеринбурга. На этот раз Театр танца Сергея Смирнова – многократного обладателя самой престижной Национальной театральной премии «Золотая маска» – на главной сцене Удмуртской филармонии устроил показ данс-проекта «Та сторона, где ветер» – эксклюзивного спектакля в единственном (!) экземпляре и специально для событийного фестивального календаря.

 

Роза ветров человеческой жизни

– Какой ветер сегодня дует в паруса вашего театра? – отталкиваясь от афишного названия спектакля, первым делом поинтересовался у Сергея Смирнова обозреватель Удмуртской филармонии.

– Мне хочется верить и надеяться, что, прежде всего, это духовный чистый ветер, – отозвался Сергей Владимирович. Причем не в утвердительной, а в предположительной интонации и как всегда завел очень интересный и образный разговор. – Думаю, что этого нам было бы достаточно для движения вперед. Наша метафора «Та сторона, где ветер» предполагает очень свободное, открытое и широкое понятие, потому что подветренная сторона у каждого разная. В том смысле, что надо чувствовать, куда тебе дует ветер. Попутный это добрый ветер, который дует в спину и помогает двигаться, либо злой встречный, который бьет в лицо или опасный боковой…

– В жизни и творчестве «Эксцентрик-балет» и вы готовы к разным ветрам?

– Безусловно, а иначе не бывает. Роза ветров человеческой жизни и судьбы отличается непредсказуемостью. Разве кто-то из нас знает точно направление, откуда подует ветер сегодня или завтра?! Поэтому мы в какой-то степени иногда бываем флюгерами, порой сопротивляющиеся «погодным условиям», но чаще, мне кажется, наш ветер дует в попутном нам направлении.

– Раньше слово «флюгер» в отношении человека обладало не самым лестным толкованием – не стойкий, подверженный чужому влиянию и запросто меняющий свои убеждения. Хотя использую хореографическую лексику, можно воспринимать эту способность как пластичность.

– Здесь я имел в виду способность не приспосабливаться, не быть инертными, не «плыть по течению» а чувствовать стихию, быть в ней гибкими и ловить попутные ветра.

Альбомы полной эксклюзивности

– Можно ли сравнить спектакль «Та сторона, где ветер» с вашим своеобразным личным отчетом о проделанной работе за прошедшие три десятка лет творческой деятельности? – в очередном вопросе с долей доброй иронии интервьюер использовал устойчивое выражение характерное для былой советской эпохи.

– Скорее, тут просматривается иной ракурс. Мы уже в четвертый раз приезжаем в Удмуртию на фестиваль «На Родине П.И. Чайковского» и примерно понимаем и чувствуем, что хочет увидеть от нас наш зритель в Ижевске. При этом мы твердо знаем о том, что старейшему российскому фестивалю присущ хороший музыкальный вкус, и он акцентированно развивает именно отечественную сторону в разных сферах культуры и в разных эстетиках – в музыке, хореографии, живописи… Поэтому мы всегда готовимся к этому событию специально и принципиально, каждый раз привозя в родниковый край программы, которые, быть может, никогда больше не покажем. Нигде!

– Использую заезженный эпитет, но это означает ту самую полную эксклюзивность спектаклей хореографической компании «Эксцентрик-балет» на родине Петра Ильича.

– Да, потому что всегда наши программы в Ижевске представляют собой эксклюзивные хореографические альбомы. Какие-то работы и номера из них мы повторяем, что-то показываем абсолютно новое. Более того, часть программы является премьерной, а в целом всегда мы привозим в столицу Удмуртии оригинальные коллажи.

– Эта исключительность каждого хореографического экземпляра позволяет вашим ижевским поклонникам испытывать чувство гордости. Как и ощущать ваше неизменно теплое отношение к республике между Волгой и Уралом.

 

Звуковые калейдоскопы и хореографический интернационал

– Любой спектакль театра «Эксцентрик-балет» отличает необычная музыкальная основа, на которой выстраивается неповторимый хореографический рисунок. Какая музыка вошла в саундтрек постановки «Та сторона, где ветер»?

– В этот спектакль мы включили очень сложный музыкальный калейдоскоп, в котором много новых звуков, сотканных из полу-музыки, полушепота, дуновений ветра, русских баллад и колыбельных, разговоров людей на русском языке на радиочастотах, и даже из фрагментов радиопередач с прогнозом погоды где-то на холодном Севере. Причем трансляция прогноза идет шумовым фоном, когда на сцене на образном диссонансе танцуют разгоряченные люди.

– В спектакле «Я – чайка», который «эксцентрики» показали на предыдущем фестивале в Ижевске, вы использовали похожее звуковое полотно.

– Верно, потому как, не изменяя своим традициям, мы продолжаем искать, «глубоко копать» и много находить в нашей великой русской культуре и в нашей ментальности. Если хотите, в нашей русскости. Нарочито употреблю этот термин, потому что русская культура многонациональная. Как и наша труппа.

– Получается, что у «Смирновцев» собран настоящий хореографический интернационал?!

– Попали в самую точку! – согласился художественный руководитель.

 

В обретении тонкой кожи

– К спектаклям вашего театра зритель должен особым образом задействовать все органы чувств – смотреть пластику, вслушиваться в звуковое сопровождение, одновременно ощущать кожей движение мурашек и рефлексировать увиденное, услышанное и прочувствованное.

– Есть хорошее выражение о том, что «подобную хореографию нужно научиться впитывать на уровне кожи», чувствуя, «заходит» она в тебя или к ней не восприимчив. Зрители учатся считывать информацию, которая передается им с помощью хореографии и до каждого человека это информационное сообщение доходит по-разному. А нередко происходит так, что зрительские трактовки отличаются от смысловых посылов, которые я закладываю в спектакль. Причем зрительское прочтение того, что я изначально отправлял на второй, третий или четвертый план, получает очень интересную интерпретацию. И меня это тоже не может не радовать, потому что современный танец – это сплошные многоточия, фразы и вопросы без четких ответов, рассуждения без финалов. И все это делается для того, чтобы зритель после нашего спектакля уходил домой с ощущениями многослойного послевкусия и продлил проживание в себе увиденной и прочувствованной истории, показанной со сцены.

– Простите, но это выглядит важной и нужной настройкой и воспитанием чувств человека, который пришел на спектакль Театра танца «Эксцентрик-балет». И есть надежда на то, что после ваших постановок зрители перестают быть в жизни толстокожими, невосприимчивыми к чужой боли и в их тело возвращается душа.

– Совершенно правильно вы рассуждаете! Поэтому сейчас я хочу высказать мысль о том, что нам – российскому социуму – нужно как можно больше событий, наподобие фестиваля искусств «На Родине Петра Ильича Чайковского». Чем больше мы будем слушать серьезную музыку, чем больше мы будем видеть хорошую живопись, чем больше будем смотреть достойный танец, тем тоньше станет наша с вами кожа…

– …кстати говоря, ранимого Петра Ильича Чайковского, обладавшего невероятной эмпатией и переживавшего тяжкой доле окружающих людей и даже животных, его современники не зря называли «человеком без кожи».

– К моему огромному сожалению, нынешняя наша культура во многом заполонена низкопробной попсой, и коммерческим полностью анти-культурным безвкусием. Скажу, быть может, пафосно, поэтому-то мы и пришли в этот мир для того, чтобы попытаться бороться и противостоять всем этим порокам. Поэтому-то мы и стараемся тонко чувствовать, куда в стране нам нужно выезжать с показами своих спектаклей…

Заметим, что после окончания этого интервью Сергей Смирнов не исключил появление нового спектакля от Театра танца «Эксцентрик-балет» в афише следующего – 67-го – фестиваля искусств «На Родине Петра Ильича Чайковского», который намечен к проведению в июле 2024 года.

 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!