Горькое счастье первой леди
Беспрецедентный случай в истории по крайней мере уральского театра: на прогон премьеры (по сути – финальную репетицию) были проданы билеты, и зал, в середине рабочего дня, был переполнен. Кто смог – пришёл, понимая: другого шанса увидеть «Эвиту» может не быть. Согласно лицензии от The Really Useful Group Ltd.[1], Свердловская музкомедия получила право всего на восемь показов мюзикла.
Смотрите также
Около 875 тысяч свердловчан выбрали места для благоустройства
Relap
Популистская политика четы Перон (Леонид Чугунников и Татьяна Мокроусова) приведёт страну к развалу, но пока Аргентина в эйфории... Фото: Алексей Кунилов
Эндрю Ллойд Уэббер (автор, между прочим, мировых хитов «Кошки», «Иисус Христос – суперзвезда», «Призрак оперы») и Тим Райс считают «Эвиту» лучшим своим мюзиклом. Мир узнал и оценил «Эвиту» в 1978-м, после премьеры в Лондоне – семь премий «Тони», шесть премий «Драма Деск», премия Лоуренса Оливье. Россия влюбилась в «Эвиту» после нашумевшего фильма-мюзикла с Мадонной и Антонио Бандерасом в главных ролях. Но вот впервые творение Уэббера – на российской сцене, впервые – на русском языке, впервые – с эпизодами, которые не входили прежде ни в одну из постановок, ни в фильм.
История вполне себе «материальной девочки», оказавшейся в роли «аргентинской святой», – отнюдь не история Золушки. Вроде бы то же: из социальных низов – на Олимп. Но сходство – только внешнее. Если сказочной Золушке помогли чудо и добрая душа, то незаконнорожденная девочка Мария Эва Ибаргурен Дуарте пробилась на самую вершину аргентинского общества сама и вовсе не ангельскими поступками. Умная, сладкоречивая, сексуальная, она вовсю использовала мужчин и дарованную ей богом харизму. Отчаянно боролась с предначертанной ей судьбой (артистический псевдоним Эвита – соединение имени Эва и испанского словечка «evitar», что можно перевести как «избегнуть судьбы»). И, кажется, ей это удалось…
Реальный факт: задумавшие мюзикл Уэббер и Райс вынуждены были в Буэнос-Айресе инкогнито собирать материал об Эвите, сознавая – аргентинцы не простят им покушения на национальную героиню. Для одних она оставалась шлюхой, для большинства стала «мадонной бедняков», «несущей надежду», «матерью Отечества». Она сделала не только себя. Она и главного мужчину своей жизни, Хуана Доминго Перона, сумела провести от «фашистского полковника» до «народного полковника», президента страны.
История Эвиты, self-made woman ХХ столетия, в ХХI веке обретает новую актуальность. Исключительность феноменальной карьеры провинциалки сегодня тиражируется многократно. И повсеместно. Во всяком случае – делаются попытки. Пусть не до статуса первой леди, но ого-го тоже куда-нибудь повыше. Тем интересней сегодня «сказка» об Эвите, даже в «пресных» условиях только концертного исполнения мюзикла (это тоже прописано в соглашении с правообладателем).
Формат semi-stage, который использует театр, даёт, конечно, бо́льшую свободу постановщикам, нежели академическое концертное исполнение. Однако и здесь обязательное условие – присутствие оркестра на сцене. Соответственно, для актёров остаётся лишь узкое пространство между оркестром и рампой. Но жёстко стеснённый в прямом и переносном смысле условиями проекта, режиссёр Алексей Франдетти виртуозно заполнил эти несколько метров бурной жизнью Аргентины 1940-х и её идола – Эвиты Перон. Работает каждый свободный метр: митинги аргентинских «безрубашечников» заполняют пространство вокруг оркестра, амурные романы Эвиты сменяют один другой в ложе бельэтажа, рядом со зрителями, на заднике сцены – документальные кадры и образы-символы, а любимый герой Уэббера Рассказчик (в блистательно ироничном исполнении ИгоряЛадейщикова) появляется прямо из зала… Надеюсь, Франдетти не нарушил условий соглашения с The Really Useful Group LTD, потому что язык не поворачивается говорить о концертном исполнении «Эвиты» на уральской сцене. На выходе – полноценный спектакль, по максимуму эмоциональный и выразительный, с мощной энергетической доминантой – Эвитой.
Не рассчитывайте, что после спектакля вам станет яснее, кем же в действительности была эта женщина. Хищницей или мадонной? Сохраняя харизму прототипа, Татьяна Мокроусова, исполнительница Эвиты, одновременно и не щадит свою героиню. Да, сильная женщина. Да, преодолела судьбу. Это вариант для западного зрителя. Но в России неизбежно возникает вопрос: во имя чего? Эпизод «Деньги», впервые вошедший в сценическое воплощение мюзикла Уэббера, позволил актрисе (и спектаклю в целом) акцентировать противоречия этой незаурядной натуры. «Свои желания – превыше всего». Один песо – нуждающимся, два – на свой счёт в банке. И никаких угрызений совести. Лирическая во многих других ролях актриса ярко представляет два лика Эвиты. Слова праведны, деяния – сомнительны.
Сюжет мюзикла, начинающийся со смерти Эвиты, вместил всю её короткую жизнь, и хочешь-не хочешь, яркое представление яркой судьбы подвигает к размышлениям об её итогах. Эвита умерла от рака в 33 года. В этом же возрасте покинул мир Иисус Христос, тоже ставший, кстати, культовым персонажем в творчестве Райса-Уэббера. При всей разительной непохожести двух судеб – реальной и библейской, авторы одинаково объясняли себе их восхождение в людских сердцах до уровня мессий, символов веры, «иконы на все времена»: они оказались в нужное время в нужном месте. Авторский взгляд не принижает величие легенды Иисуса Христа, зато с небес на землю возвращает историю Эвиты. Реальной женщины. Из плоти и крови. Не была ли ранняя смерть расплатой за непомерное честолюбие и эгоцентризм? В топку амбиций ушло даже её чувство к Перону (в спектакле у героини – кристальной нежности ария-монолог). Может быть, Эвита была бы счастливей, если бы прожила жизнь обыкновенной женщины? Во всяком случае один из создателей мюзикла, автор песен Тим Райс, считал, что именно над этим должна была задуматься умирающая Эвита…
The Really Useful Group Ltd.– британская компания, основанная в 1977 году Эндрю Ллойдом Уэббером: разочарованный результатами сотрудничества с импресарио, композитор решил взять под личный контроль управление своей интеллектуальной собственностью.
Автор «Эвиты» композитор Эндрю Ллойд Уэббер приедет в Екатеринбург на финальные показы первой русской постановки мюзикла, в конце 2018 года