В основу спектакля «Гиперборея» лег рассказ Николая Лескова «Тупейный художник», написанный в 1883 году. Прошло 140 лет с того момента, а сюжет произведения все также актуален: люди мечтают, любят, страдают, умирают. Режиссеру «Гипербореи» удалось наделить постановку собственным характером и стилем. Фольклорные сказки и народные мотивы уносят зрителя из настоящего в вымышленный мир, а танцевальные номера, наполненные пластичностью, продолжают тенденцию, заданную музыкальным фольклором. И есть во всем этом что-то языческое – движения, ритмы, надрыв. В спектакле «Гиперборея» используется интересный визуальный прием – на большом экране транслируют фильм. В него вошли действия, которые дополняют некоторые эпизоды спектакля.
Итак, зрители попадают в крепостной театр графа Каменского, где актрисам запрещено иметь романы. Граф Каменский – современный мужчина, следящий за модой, поэтому среди его крепостных есть парикмахер Аркадий. Только ему граф позволяет прикасаться к своим волосам, поэтому цирюльник состоит на особом положении. Аркадий влюбляется в актрису Любу. В этот момент девушке начинает оказывать знаки внимания сам граф. Опытный зритель уже сейчас может предположить, к какой кульминации движется сюжет. После неудачной попытки сбежать из графского поместья, Любу и Аркадия наказывают.
Часть актеров предстает перед зрителями в страшных масках. Граф Каменский и его брат выглядят комично и одновременно ужасающе. В страшной гримасе на сцене появляется еще один представитель высшего света и власти – император. Троица задорно поет песню про «чубчика кучерявого», вызывая смех у зрителей. Режиссер будто специально акцентирует внимание на некоторых чертах героев, делая их одновременно смешными, нелепыми, жестокими и страшными.
Спектакль наполнен символами. Они во всем: в танцах, в песнях, в диалогах, в костюмах. Маски показывают внутренний мир героев, красная нитка – кровоточащая рана, река – символ жизни, а вода – очищение.
Наказание за провинность Аркадия и Любы – разлука влюбленных. Графский парикмахер получает несколько десятков ударов плетью и уходит в солдаты.
«Ты русский человек, а русский человек со всем справится», – говорят Аркадию во время исполнения наказания.
И Аркадий справляется, но не со всем.
В первом действии зрители много смеются. На сцене веселые песни, динамичные танцы и нелепые ситуации. Второе действие имеет совсем противоположное наполнение. Песни и танцы здесь звучат с надрывом, диалоги как натянутая струна, готовая порваться в любой момент, с каждой минутой масштаб драмы увеличивается. Маховик трагедии, запущенный в первом действии, раскручивается с такой силой, что остановить его уже невозможно.
Герои мечтают о любви и тихом счастье, которое находят в вымышленной стране. Они улетают в небо, словно птицы, где создают свое семейное гнездышко. Здесь нет боли, разлуки, а весь мир наполнен любовью. Поэтому «Гиперборея».