ПРЕССА

Есть о чём танцевать

14 июня 2010, Лариса Барыкина, "Эксперт-Урал"

Над современным танцем довлеет мода на концептуальность. Однако "Эксцентрик-балет Сергея Смирнова" движется против тренда. Его уникальность - в открытой эмоциональности и желании говорить о том, что волнует не избранных, но многих. Свободу и успех творческого маневра обеспечивает удачное менеджерское решение.

Для хореографа Сергея Смирнова 2010-й - год 15-летия созданной им танцевальной труппы. Юношеский, в сущности, возраст. Но никого не удивляет, что подобная дата отмечается всерьез: в жанре современного танца год идет за два - в России он по-прежнему "вне закона".

"Эксцентрик-балет Сергея Смирнова. 15 лет. Избранное" - так назывался вечер современной хореографии, представленный екатеринбургской публике. А незадолго до этого Смирнов, неоднократный обладатель Национальной театральной премии "Золотая Маска" и свердловской областной премии "Браво!", получил еще один знак признания на российском уровне. Премия "Душа танца" ежегодно вручается в Москве известным артистам, хореографам и педагогам балета. Номинации обозначены поэтически - "легенда", "звезда", "королева", "маг", "мэтр". Специально для Смирнова придумали новую - "Рыцарь современного танца".

Выход

"Эксцентрик-балет" буквально ворвался в элиту российского contemporary dance. До весны 2002 года труппа была "широко известна в узких кругах". Впервые приехав в Москву на фестиваль "Золотая Маска" в качестве соискателей, дебютанты произвели неизгладимое впечатление на жюри. И уже через несколько дней после выступления Сергей Смирнов на сцене Большого театра (там в тот год проходила торжественная церемония) получал "Маску" за лучший спектакль современного танца. Эта история наделала немало шума с оттенком раздражения: у столичной критики в фаворитах числились совсем другие хореографы и постановки. Однако "прорезавшийся" "Голос" - так назывался первый золотомасочный спектакль Смирнова - оказался отменного качества и получил еще несколько наград, хоть и рангом пониже. А хореограф, не мешкая, стал ставить следующий, а потом еще и еще.

Сюжет с "Золотой Маской" повторился в 2005 году (спектакль "Тряпичный угол"). В 2009-м появление "Эксцентрик-балета" в качестве номинанта "Золотой Маски" было беспрецедентным: впервые в разделе "современный танец" эксперты решили включить в афишу сразу две работы одного автора. Данс-спектакль "Глиняный ветер" - суровая, жесткая притча с мощной динамикой и яростным драйвом: вольные ассоциации отправляют зрительское воображение хоть к древним ритуалам, хоть к современным боевым искусствам. "Маленькие истории, рассказанные другу. Версия 2" - цикл миниатюр, в котором Смирнов развивает, пожалуй, главную для себя тему: жизнь маленького человека в большом и странном мире. Трогательная "чаплин­ская" интонация хореографа и бесшабашная клоунская эксцентрика танцовщиков дарят возможность улыбнуться и как-то по-детски взглянуть на окружающее. Победный итог известен: "Глиняный ветер" стал третьим золотомасочным спектаклем "Эксцентрик-балета", а сам Смирнов получил еще и личную "Маску" как лучший хореограф, обойдя в состязании коллег-конкурентов из академического цеха.

След на траве

Стать хореографом Сергею было написано на роду: он танцевал в детском коллективе, которым руководила его мама, с той поры как себя помнит. Сочинять и ставить, по собственному признанию, начал лет в двенадцать. Затем сложилось еще несколько обстоятельств и повстречалось людей, так или иначе повлиявших на его судьбу. Первые профессиональные азы освоены в хореографической школе при Казанском оперном театре. Кировское училище искусств запомнилось главным образом важной встречей: педагог и хореограф Александр Исупов дал сильный импульс к творческим поискам, научил противостоять общепринятым, но замшелым нормам и правилам. Еще фактор: с начала 90-х в маленьком шахтерском городке Североуральске, что на самом краю Свердловской области, ежегодно проходил фестиваль современной хореографии "Класс!". Туда приезжали все так или иначе известные труппы нового танца: "Балет Евгения Панфилова", "Провинциальные танцы", Челябинский театр современного танца и многие другие. С североуральского конкурса Смирнов не раз привозил призы, там впервые и задумался о будущем. Есть в его списке и учеба в Екатеринбургском театральном институте. При этом Смирнов - классический пример человека self-made: он действительно сделал себя сам.

В 1995 году из педагогов и студентов Екатеринбургского училища культуры и искусств, где Сергей преподавал, он создает свой коллектив. Как и многие российские труппы современного танца, "Эксцентрик-балет Сергея Смирнова" не один год живет нелегкой студийной жизнью без официального статуса, зарабатывая педагогикой, шоу-проектами, бог знает чем еще. Смирнов в те годы много работает по всей стране как постановщик, режиссер и хореограф, регулярно дает мастер-классы. И, конечно, много ставит. Именно тогда в миниатюрах и спектаклях возникает его главный герой - смешной, чуть нелепый, трогательный. Тот самый "маленький человек" с нежной и ранимой душой. Постепенно рождаются собственный хореографический язык и приметы индивидуального стиля. Приходит успех на российских и международных фестивалях: "Утренняя звезда" (Москва, 1998), "Лиса" (Саранск, 2000), современной хореографии IFMC (Витебск, 2003).

Выше неба

Растущая популярность маленького танц-театра не отменяла проблем: даже просто показать премьеру в Екатеринбурге для "эксцентриков" по-прежнему было непосильной задачей. Казалось, такой жизни не будет конца. Но в 2003 году Смирнову поступает неожиданное предложение от директора Свердловского театра музыкальной комедии Михаила Сафронова. Стать штатным хореографом, войти вместе со всем коллективом в состав академической труппы, при этом не потерять независимости - кто откажется от столь заманчивой перспективы?

В итоге все сложилось как нельзя лучше: "Эксцентрик-балет" - одна из немногих российских трупп, имеющая законный статус и крышу над головой. И самое важное - возможность регулярно представлять публике новые работы. Главный режиссер Музкомедии Кирилл Стрежнев получил в единомышленники интересного хореографа неакадемического толка. Результаты совместной работы не заставили себя ждать: во многом благодаря балетмейстеру возникает новая образность, новый пластический стиль и совершенно иная энергетика постановок. В театр приходит новый зритель - теперь уже "на Смирнова". В собственных работах, появившихся в последние годы, балетмейстер уже может позволить себе не спешить, размышляя и экспериментируя, словно колдуя с хореографической лексикой и композицией, музыкальным коллажем и костюмами, создавать неповторимое театральное действо.

Как и многие современные постановщики, Смирнов использует самые разные виды и техники танца, но его пластику, фирменные "фишки", почерк не спутать ни с чем. Это авторский театр с неповторимым репертуаром и стилем. И неважно, каким термином обозначить то, что Смирнов делает. За пятнадцать лет ему удалось создать крепкую профессиональную труппу, сегодня в ее составе, и это безоговорочно признают все, - превосходные танцовщики. И выпестованная Смирновым молодежь, и два отменных солиста, те, с кем он начинал свой театр: Ашот Назаретян и Татьяна Брызгалова. Как действующий хореограф, он довольно серьезно влияет на подрастающее поколение, и забавно бывает наблюдать на каких-нибудь российских фестивалях его многочисленных подражателей.

Несмотря на все победы и достижения, и сам Сергей Смирнов, и его работы вызывают неоднозначные оценки - от восторгов многочисленных поклонников и фанатов до прохладного равнодушия и даже неприятия в стане столичных критиков. Претензии? Это не contemporary dance! Да нет, конечно, если иметь в виду хрестоматийные образцы. Но ведь его театр называется "Эксцентрик-балет" с ударением на последнем слове.

Вероятно, дело в другом. В эпоху, когда пафос и открытая эмоция в современном искусстве находятся практически под запретом, в моде - зашифрованность и концептуальность (иногда мнимая), Смирнов идет против течения. Его уникальность - в особом пластическом даре и желании говорить о том, что волнует не только избранных, а многих. В искренности, умении создавать на сцене мир психологически тонкий, наполненный ощущением тепла, сострадания и человечности. Это редкое свойство и дерзкая смелость по нынешним временам.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!