Екатерина Великая: Золотой век
Екатерининский век - благодатный, но сложный материал для создания художественных произведений. Вот лишь немногие темы, непосредственно связанные с Екатериной Великой и ее временем: восшествие на престол, фавориты, создание и роспуск Законодательной Комиссии, военные победы, завоевание Крыма, добровольное присоединение Грузии к Российской Империи, восстание Емельяна Пугачева... И это еще не полный список, а нужно учитывать требования хронометража и законы драмы - ведь речь идет о музыкально-драматическом произведении "Екатерина Великая. Музыкальные хроники времен империи". Премьера спектакля состоялась в Екатеринбурге, 15 мая, в Театре Музыкальной Комедии.
Структура.
Спектакль обладает сложной структурой: в нем нет ни "проходных" персонажей, ни "проходных" сцен, существующих только ради требований жанра. Для роли Екатерины использована параллельная структура образов: она предстает перед нами в образе принцессы Фике (Мария Виненкова, Анастасия Сутягина) и в образе Великой Императрицы Екатерины Великой (народная артистка России Нина Шамбер).
Эта усложненность абсолютно необходима как для создания исторического контекста, так и для создания динамики и раскрытия образа самой Екатерины. Образ русской императрицы постоянно развивается, при этом режиссер (Нина Чусова) дает зрителю ориентиры: что было/что стало. Благодаря этому же приему внутренний монолог героини превращен в диалог, что предоставляет куда большие и драматические, и музыкальные возможности. Особенно приятно, что прием этот "основан на реальных событиях": современники рассказывали в своих памятных заметках о двух "потусторонних" встречах Екатерины с неким духом, опознанным ею как ее собственный двойник. А теперь вспоминаем, что Екатерина II, ко всему прочему, еще и одна из ярчайших звезд Века Просвещения, состоявшая в переписке с Вольтером и Дидро (случай, по тем временам, неслыханный, ибо весьма немногие монархи утруждали себя чтением и комментированием философских трактатов), и уже это обстоятельство полностью исключает суеверие, мистицизм или обман. Примечательно, что явления "двойника" Екатерины имели место перед ее вступлением на престол, и перед смертью...
Как уже было отмечено, спектакль о екатерининском веке предполагает отражение исторических событий, а, следовательно, и соответствующее количество "главных героев": императора Петра III (Владимир Фомин / Евгений Зайцев), графа Григория Орлова (Максим Новиков), светлейшего князя (по заслугам, а не по рождению) Григория Потемкина (Николай Капленко), Емельяна Пугачева (Анатолий Бродский)... ну и так далее, ведь в спектакле "Екатерина Великая" действует 39 главных героев... Но это обстоятельство, при всей сложности реализации, создает глубину и убедительность действия, так как каждый персонаж является необходимым структурным элементом общей композиции спектакля.
Композиция.
Композиция "Екатерины Великой" - отличный пример удачной постановки чего-бы-то-ни-было, основанного на исторических событиях. Дело в том, что труппе удалось главное: превратить время в силу, действующую на сцене. В спектакле присутствует три временных пласта, и, соответственно, три контекста: историческое время, контекст "личного" времени Екатерины, подлежащий ее оценке, и настоящее время, в котором находятся зрители, и в котором происходит действие спектакля. В постановке эффективно использованы возможности такого подхода: время в спектакле многопланово, совершенно сглажены стыки между "лирическими" и "эпическими" эпизодами, обеспечивается естественность ввода новых персонажей. Повествование в спектакле ведется параллельно: перед нами предстает цветущая Екатерина II (Нина Шамбер), припоминающая историю своего приезда в Россию в качестве невесты будущему императору (Мария Виненкова, Анастасия Сутягина) и события, приведшие ее на престол. В действии, описывающем ее взаимоотношения с супругом и елизаветинским двором, юной принцессе является дух Екатерины Великой (будущее принцессы). После венчания на царство принцесса не просто становится императрицей, но и становится Екатериной Великой (Нина Шамбер). В ряду, посвященном событиям царствования императрицы, ей является дух принцессы Фике (прошлое императрицы), поверяющий ее действия. Этот композиционный прием не только раскрывает глубину образной системы всего спектакля, но и устанавливает контакт со зрителями, вовлеченными в процесс мечты/припоминания, обеспечивая при этом самостоятельность и индивидуальность оценок.
Музыка.
О музыке Сергея Дрезнина необходимо говорить особо. Ему удалось невероятное: обеспечить синтез истории и современности. Солдатские песни переходят в рэповые номера (и это одна из лучших сцен спектакля), в народном плаче отчетливо прослеживается джазовая составляющая, партия юной Екатерины естественно передается Павлу I и раскрывается им. Цитируя и перерабатывая источники, Сергей Дрезнин обеспечивает их узнаваемость, - что опять-таки работает на глубину содержания, и, таким образом цитирование у Дрезнина - прием, средство, а никак не основа музыкального содержания. Все процитированные мелодии органично вплетены в интересную и разнообразную музыкальную ткань спектакля, музыкально-драматическую реальность, созданную Сергеем Дрезниным и сыгранную оркестром Театра Музыкальной Комедии.
Актерская игра.
Я начну с похвалы хору и артистам балета, потому что на их долю выпали сложнейшие роли, с которыми они блистательно справились. Роли, без которых не бывает ни истории, ни исторических постановок: роль императорского двора, роль переселенного Потемкиным крестьянства, роль армии, роль бунтующего народа... И, благодаря таланту и профессионализму хора и балета, зрители могут ощутить масштаб событий и масштаб спектакля. Что же касается остальных 39 главных героев спектакля, то все они великолепны и убедительны - и Екатерина (Мария Виненкова, Анастасия Сутягина, Нина Шамбер), и Григорий Орлов (Максим Новиков), и Алексей Орлов (Евгений Толстов), и Емельян Пугачев (Анатолий Бродский), и Елизавета I (Надежда Басаргина)...
Костюмы, грим и декорации.
Разумеется, решение таких сложных и масштабных задач требует и какого-то иного подхода к визуальному оформлению спектакля. Обычных для театра средств выражения мало - действие развивается очень быстро, молниеносно меняются как обстоятельства, так и география действия. У этой задачи оказалось изящное решение - использование видеоряда, передающего и географию, и время года, и атмосферу, и эмоциональное состояние героев (зимний лес, ржаное поле, плывущие облака). Второй частью задачи была адаптация самого по себе интересного исторического визуального ряда екатерининской эпохи - от елизаветинского барокко до раннего классицизма (!) Я уж и не говорю о красочности того века и об эффектном костюме, бытовавшем в те времена. Очевидно, что художникам нужно было найти правильную "точку сборки" визуальной концепции спектакля. И найдена она была безошибочно! Весь визуальный ряд подчинен действию, дополняя и обогащая его, а тонкий вкус в выборе цветовых решений не только соответствует стилю и духу и эпохи, но и создает атмосферу спектакля.
Идеология и История.
Любое "историческое" произведение обращено в прошлое, настоящее и будущее. Любое произведение, использующее реальные факты и события (а также исторические анекдоты, приравненные в народной памяти к реальным фактам и событиям) должно обладать ценностью, применимой к настоящему времени, к сегодняшнему дню (этим, кстати, часто объясняется и отбор фактов, и неоднозначность оценок). И спектакль "Екатерина Великая" обладает этими достоинствами, более того, создан в рамках традиции, предусматривающей "обязательный набор тем" как в постановке вопроса, так и в действии, содержащем ответы на декларированные вопросы. Мораль в таких случаях выводится за скобки - ее наличие и содержание зритель волен определять самостоятельно.
Вот эти "проклятые вопросы" российской литературной традиции:
1. Власть. Взаимоотношение единоличной власти и единоличной ответственности. Что такое власть - свобода или ограничение?
2. В России возможен только один тип власти - самодержавие. Россия не готова к демократии, и никогда не будет готова к ней.
3. Русский народ - по своей природе раб, а не гражданин. Политика кнута и пряника как единственно возможный способ взаимодействия.
4. Русский бунт. Чем он вызван - водкой или реальным положением дел?
5. Воровство и взяточничество. Исключить воровство и взяточничество власть имущих невозможно. И это никогда не изменится. Как минимизировать риски?
6. Что принять за меру величия - исторические свершения или личную нравственность?
Вы сможете продолжить список, и либо убедиться в корректности оценки, либо полностью опровергнуть ее, но только после того, как посмотрите новый спектакль Театра Музыкальной Комедии г. Екатеринбурга "Екатерина Великая. Музыкальные хроники времен Империи".