Джованни Боккаччо как наш современник
https://musicseasons.org/dzhovanni-bokkachcho-kak-nash-sovremennik/?fbcl...
В Свердловском театре музыкальной комедии поставили полузабытую оперетту Франца Зуппе, посвященную автору «Декамерона»
Имя Франца Зуппе – одного из отцов венской оперетты – сегодня чаще встретишь на концертных, нежели театральных афишах. Его увертюры («Легкая кавалерия», «Утро, день и ночь в Вене» и другие) и марши включают в программы симфонических и духовых оркестров. На сценах в позднесоветские времена можно было увидеть «Прекрасную Галатею» и «Донью Жуаниту», а еще раньше – «Боккаччо». В последний раз эта оперетта появлялась на российских подмостках более полувека назад, и теперь стала для многих настоящим открытием.
Перелицовывание либретто старых оперетт – особенно, не слишком известных – давным-давно вошло у нас в традицию. Вот и в Свердловской музкомедии работу над постановкой «Боккаччо» начали именно с создания новой пьесы, написанной Константином Рубинским при участии режиссера Филиппа Разенкова. Контуры сюжета они в основном сохранили, вместе с тем, насколько возможно, приблизив титульного героя к историческому прообразу путем включения в ткань пьесы биографических деталей, добавили мотивов из «Декамерона» (в оригинале не столь уж многочисленных), ввели фигуру Франца Зуппе собственной персоной, сделав его оппонентом Боккаччо, а также насытили текст актуальными (иногда даже слишком) аллюзиями, вполне уместными и по большей части не выбивающимися из общей стилистики и границ хорошего вкуса. При этом новый текст еще и поется так, как будто Зуппе непосредственно на него свою музыку и писал. Это, впрочем, заслуга не только Рубинского, но и дирижера-постановщика Бориса Нодельмана, сверявшего с музыкой буквально каждую фразу и даже слово непосредственно в процессе создания новой версии. В итоге и текст, и сценическое действие гармонично сплелись между собой.
Борис Нодельман – не просто прекрасный музыкант, но еще и истинный человек театра, отлично чувствующий драматургию спектакля – подает партитуру Зуппе в самом выгодном свете. И увертюра, и виртуозные, практически оперные, ансамбли проработаны досконально и звучат с блеском и драйвом.
Эрнст Гейдебрехт создает на сцене впечатляющий визуальный образ Флоренции, а подчас даже кажется, что и Италии в целом. Картины и фрески эпохи Возрождения мастерски вписаны в архитектуру пространства, приобретая третье измерение и сообщая зрителю эффект присутствия, – притом, что ни о каком архитектурно-реставраторском буквализме речь, к счастью, не идет. Пространство это – вполне живое, в него так и хочется погрузиться с головой. Работу сценографа отлично дополняют костюмы Алины Варнавы и, особенно, свет от Ирины Вторниковой.
Филипп Разенков собрал прекрасную постановочную команду, сумев четко скоординировать общие усилия и направить их на создание яркого, искрометного и в то же время не лишенного глубины спектакля. В работе каждого участника этой команды есть вклад режиссера, но и он в свою очередь постоянно подпитывался тем, что сделано или придумано его коллегами. Не последнее место среди них принадлежит и режиссеру по пластике Татьяне Безменовой, которую сам Разенков называет полноценным сорежиссером. Значителен ее вклад не только собственно в пластическую партитуру спектакля, но и в разработку тех или иных мизансцен, включая одну из самых впечатляющих – застывшая вокруг чумной колонны группа персонажей, словно бы сошедшая с одной из картин Ренессанса.
В сценическом ансамбле не оказалось слабых работ в принципе, причем в обоих премьерных составах. Поэтому не буду никого выделять, а просто назову основных исполнителей: Антон Сергеев и Евгений Елпашев (Боккаччо), Владимир Смолин и Александр Копылов (Зуппе), Ксения Устьянцева и Анастасия Ермолаева (Фиаметта), Леонид Чугунников и Олег Прохоров (Скальца), Маргарита Левицкая и Ольга Балашова (Беатриче), Николай Капленко и Владимир Фомин (Лотеринги), Наталья Пичурина и Татьяна Мокроусова (Изабелла), Никита Туров и Игорь Ладейщиков (Ламбертуччо), Светлана Кадочникова и Ирина Гриневич (Перонелла), Евгений Толстов и Андрей Опольский (Пьер).
Сочинение Зуппе нередко балансирует между опереттой и оперой. Спектакль Свердловской музкомедии добавляет к этим двум граням еще и толику от мюзикла. Не за счет каких-то специальных аранжировок (партитура представлена такой как она есть) или манеры пения, но с помощью соответствующих режиссерских приемов и хореографии. И это также способствует тому, чтобы средневековая история воспринималась зрителем как своя, близкая. В таком контексте, кстати, вполне органично выглядит финальный выход нескольких персонажей из своих ролей и превращение их в наших современников.