Державный мюзикл
За державу теперь не обидно. По крайней мере, в музыкальном театре. Свердловский театр музыкальной комедии к своему 75-летнему юбилею выстрелил историческим блокбастером "Екатерина Великая". Юбилейный экспонат впечатляет мощью и отливает золотом Российской империи. Передовая лаборатория легкого жанра (так называют театр еще с советских времен) на сей раз, произвела салют из тяжелых пушек времен Очакова и покоренья Крыма. Очередная мировая премьера - Музкомедия делает ставку на новые сочинения - поймала время: грезы современной России о былом величии. Авторы золотого сна: композитор Сергей Дрезнин, пьеса Михаила Рощина и Александра Анно, стихи Анно и Михаила Салтыкова. Постановочная команда (режиссер - Нина Чусова, дирижер - Борис Нодельман, сценографы - Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов, художник по костюмам - Павел Каплевич, хореограф - Татьяна Баганова) эффектно переливает сон в реальное зрелище. Это парад самых разных амбиций и аттракционов. Когда-то одна знатная француженка (кажется, это была племянница Наполеона III) после развода с отпрыском династии Демидовых сказала приятельнице, что ощущение подлинного богатства можно получить только замужем за русским. Видимо, такое же чувство должен передать спектакль о замужестве и восхождении на престол огромной империи немецкой принцессы Софии Августы Фридерики фон Анхальт-Цербст-Дорнбург, будущей императрицы Екатерины II. Ее правление было золотым веком державы, и постановка всеми силами и средствами поддерживает венценосный статус. Здесь есть все для презентации 40 персонажей (работает вся труппа): бесчисленные и богатые костюмы и парики, импозантная карета и гигантская кровать. Размах впечатляет - подстать образу империи. Главное - помпезная многоэтажная конструкция (Зимний дворец - символ державы - лейтмотив спектакля). Она прочно встала на сцене оплотом власти этой зимней страны, которая так пленила юную принцессу своей снежной поэзией (пейзаж делают видеопроекции). 15-летней Фридерике хорошо здесь. Ее захватывает бесконечность простора и снега. Она истово играет в эту новую игру, но, став императрицей, чтобы выстроить здание власти, поймет ее тяжкое бремя. Замысел предполагает дать 50-летний срез русской истории - важнейшую для страны эпоху, которую творила выдающаяся женщина. Отсюда - главный ход драматургии: символический диалог порывистой, мечтающей о будущем девушки и величественной хозяйки империи, уставшей в конце жизни от непомерного груза содеянного. Этот диалог ведут Мария Виненкова и Нина Шамбер. Виненкова приносит на сцену энергетику юности, неотразимость мгновенных решений. Она проживает каждый эпизод заново. Собственно спектакль начинает жить с ее появления: принцесса вместе с матерью приезжает в снежную страну и, выйдя из кареты, любуется ей. Лирический пик - ночная сцена с братьями Орловыми (Григорий - Владимир Алексеев, Алехан/Алексей - обаятельный Евгений Толстов), когда несчастная жена Петра III обретает, наконец, романтическое приключение и женское счастье. Песня Григория (основа - русский романс) и, особенно, колыбельная крестьянки павшим воинам (захватывающая экспрессия Ольги Клейн) - настоящие удачи композитора. Вообще, первое действие выгодно отличается от второго развитием содержательной истории: восхождение на трон и метаморфоза юности. Это интригует, в то время как второй акт (здесь тяжесть ложится на плечи Шамбер) демонстрирует набор комбинаций-клипов - пробег по известным фактам отечественной летописи: смена фаворитов, восстание Пугачева, знаменитое путешествие на юг России с потемкинскими деревьями и пр. Шамбер достойно выдерживает этот пестроватый калейдоскоп пьесы и невероятный замес музыки (оперная классика и романс под гитару, фольклор и церковные песнопения, джаз и рэп, протяжная хоровая песня и эстрада). Царственной актрисе помогает монументальный образ дворца: он словно уравновешивает густо нафаршированный пирог "Екатерины Великой". От этого пирога каждый может отрезать кусок по вкусу - такого наши музыкально-театральные кулинары еще не пекли. После Петра I (ему посвящена опера Андрея Петрова) на сцену взошла вторая великая фигура российской истории. Оба построили империю, ставшую сегодня ностальгическим прошлым и образом культуры. В отличие от Петра, опера не замахнулась на Екатерину. Зато это сделал русский исторический мюзикл, рожденный в Екатеринбурге.