Борис Нодельман: «Самое лучшее для меня - провести день рождения на рабочем месте»
https://uralcult.ru/articles/theatre/i124564/
В Свердловской музкомедии в конце июня готовятся отметить юбилей главного дирижера театра Бориса Нодельмана – заслуженного деятеля искусств России, дважды обладателя национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреата премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства. Мало кто знает, но Борис Нодельман – страстный поклонник футбола.
«Самое лучшее для меня – провести свой день рождения на рабочем месте. При этом я еще успею и футбол посмотреть после спектакля, не высыпаюсь, конечно, но пропустить не могу. Такие матчи, как Франция и Германия – высший пилотаж, а по напряжению – как сыграть три хороших спектакля. Не передать сколько эмоциональных затрат уходит, когда я смотрю матчи такого уровня…»
Празднование юбилея маэстро пройдет в три дня, и все три дня он будет на рабочем месте за дирижерским пультом. В праздничный хит-парад вошли его самые любимые спектакли: 28 июня – мюзикл «Декабристы», 29 июня – оперетта «Боккаччо» и 30 июня – мировой мюзикл «Эвита» в формате semi-stage.
«Все три спектакля, которые пройдут с 28 по 30 июня, для меня за последнее время самые весомые, знаковые и сложные. Они все разные по своей музыкальной фактуре, форме, эмоциональному накалу, и, конечно же, по жанру, у каждого из них своя специфика дирижирования».
Мюзикл «Декабристы» (28 июня)
«Декабристы» – спектакль, который требует от меня особого настроя, на нем я больше всего затрачиваю физические и эмоциональные силы. Но это того стоит. Невероятная по своей масштабности музыка Евгения Загота пробирает до мурашек, я не могу находиться вне истории, которая происходит на сцене, каждый раз проживаю и переживаю судьбу Трубецких и к финалу совершенно эмоционально опустошен. Кстати, во время постановочного процесса, музыка почти не менялась. Когда автор музыки твой современник, есть возможность что-то дописать или изменить в партитуре, как, например, было с «Екатериной Великой», «Мертвыми душами» или с «Силиконовой дурой». Музыка Евгения Загота была идеальна для нашей постановки во всех аспектах. Единственное, что изменили – откорректировали оркестровку. Изначально она была очень мощная, рассчитанная на огромный симфонический оркестр. Такой вариант хорошо бы подошел для исполнения во дворце спорта или дворце съездов. Наш оркестр сидит в яме, поэтому оркестровку пришлось адаптировать к нашим реалиям, иначе музыка заглушила бы солистов.
Оперетта «Боккаччо» (29 июня)
«Боккаччо» - наша последняя премьера. Долгожданная классика! Замечательная, виртуозная, веселая, остроумная музыка Зуппе задает игривый тон всему спектаклю. По своей музыкальной сути оперетта «Боккаччо» является оперой: стилистически сложной, рассчитанной на большой оркестр и хор. Хотя в начале постановочного процесса нам было непросто, мы давно не работали с классическим первоисточником и уже отвыкли от строгости канонической музыки с её массой нюансов и штрихов. Я люблю этот спектакль за его легкий нрав, глубокий смысл и невероятно красивую музыку, думаю, что кому-то захочется прочитать впервые, а кому-то перечитать «Декамерона», а значит – все не зря!
Мюзикл «Эвита» (30 июня)
Моя дирижерская любовь – Уэббер и конечно же, «Иисус Христос – суперзвезда». Я видел оригинальную живую партитуру Уэббера, и это музыкантский восторг, завидовал Пермскому драматическому театру, который поставил уэбберовского «Христа». Но спасибо Алексею Франдетти, режиссеру-постановщику первой российской «Эвиты», за возможность прикоснуться к гениальной музыке этого композитора. Когда речь зашла о постановке мюзикла «Эвита», я сказал: «Никому, никогда не отдам, Уэббер мой!» И вот уже три года каждый месяц я наслаждаюсь, дирижируя «Эвитой». Ценность для меня как музыканта в том, что это «живая» оркестровка, «живые» ноты: оригинальная партитура предоставлена с личного разрешения самого композитора. У нас, кстати, идет первая и единственная легальная версия мюзикла «Эвита» в России.