Без изысков, почти без сенсаций
Директор "Золотой маски" Мария Ревякина, открывая церемонию, в этом году - уже 17-ю по счету, не забыла сказать, что в нынешнем фестивале приняли участие 55 спектаклей из 15 городов. Преобладание двух столиц опять мозолит глаза, но, судя по программе польского театра, показанной в рамках нынешней "Маски", и у наших соседей ситуация похожая: почти все спектакли были варшавские. Жюри выносило свои решения в муках, во всяком случае, единодушия добиться удалось не сразу - об этом можно было судить из слов Марии Ревякиной о том, что заседание жюри закончилось в три часа ночи. Неожиданностей, впрочем, оказалось немного. Но без них не обошлось.
Вряд ли можно было предполагать такой экономии художественно-постановочных сил от тандема режиссера Нины Чусовой и художника Зиновия Марголина, отвечавших в этот раз за торжественную церемонию, в других - почти во всех прочих случаях - они успели зарекомендовать себя как мастера широкого жеста. В Гостином Дворе тем не менее в этот раз все было строго, так что, наверное, в телевизионной версии особо и нечего было вырезать. Разве что красную дорожку, которую приходилось преодолевать почти всем без исключения лауреатам, - многие отнеслись к дороге на пьедестал как к беговому спринту и преодолевали ее бегом.
В музыкальном театре - мало кто мог предполагать, что "Мертвые души" Свердловского театра музкомедии буквально погребут под дождем "Золотых масок". Получая очередную, третью по счету (первая - за лучшую работу режиссера Кирилла Стрежнева, вторая - за лучшую работу дирижера Бориса Нодельмана, третья - за лучший спектакль в оперетте/мюзикле), директор театра признался, что успеха "ожидали, но не так". Следом героя нашла и четвертая - лучшей признали работу композитора Александра Пантыкина, сочинившего лайт-оперу "Мертвые души". А вот прекрасная работа Музыкального театра Ростова-на-Дону "Юнона и Авось" была отмечена лишь одной "Маской" - наградили Дмитрия Аверина за исполнение роли графа Резанова. Пожалуй, самая большая неожиданность - награждение за лучшую мужскую роль в драме не Сергея Маковецкого, который сыграл дядю Ваню в спектакле Римаса Туминаса. Ясно было, что "Маску" за лучшую женскую роль отдадут Ольге Яковлевой. Так и вышло. С мужской - такая же уверенность была относительно Маковецкого. "Маску" отдали Игорю Гордину за роль в "Кроткой" (Московский ТЮЗ). Гордин играет и вправду замечательно, но Маковецкий играет Войницкого... космически. Грандиозно.
В конкурсе "Эксперимент" собрали слишком разные спектакли, сложив все, что так или иначе выходит за рамки, в итоге жюри присудило награду "Гвидону" Александра Огарева, Александра Маноцкова и Олега Глушкова (Школа драматического искусства), правда, еще одному спектаклю из этой компании - "Тарарабумбии" досталась "Золотая маска" за работу художника Марии Трегубовой. Справедливо досталась.
Как всегда, вопросы копились по мере продвижения к финалу. Две основные оперные "Маски" - за работу режиссера и дирижера - странным образом не гарантируют того, что спектакль признают лучшим. Первые достались Дмитрию Чернякову и Теодору Курентзису, а также художнику по свету Глебу Фильштинскому, который поделился с залом радостью - у него родились две дочки, за "Воццека". А лучшим признали "Женщину без тени" Мариинского театра, в частных номинациях этот спектакль был отмечен за работу художника Пола Брауна - справедливо, ибо его работа в основном и выделяет этот спектакль. Можно было бы апеллировать к значительности постановки (оперы Рихарда Штрауса в России мало кому под силу), но "Воццек" тут никак не уступает. Приз за лучшую мужскую роль получил Нил Шикофф - это решение, наверное, далось жюри легче всего: Шикофф - объективно звезда, и даже если лучше был кто-то другой (скажем, Георг Нигль, которому посвятил свой приз Теодор Курентзис), не поспоришь. Елена Жидкова стала лучшей в номинации за женскую роль - певица призналась, что Юдит из "Замка Герцога Синяя Борода" - ее путеводная звезда, подарившая встречи с лучшими режиссерами и дирижерами. Обидно, что за бортом остался "Вертер" - романтическая работа Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а вот ироническую работу из этого же театра "Кафе Сократ" отметили "Маской" за лучшие костюмы, ее получил Сергей Бархин.
То же и в драме. Лучший режиссер, как обычно, поставил не лучший спектакль, а лучший спектакль никак не был связан с лучшей режиссерской работой. За режиссуру отметили Андрея Могучего ("Изотов" Александринского театра), в драме за малую форму лучшим спектаклем в итоге назвали "Триптих" Петра Фоменко, в большой форме - "Дядю Ваню" Вахтанговского театра. Специальные призы жюри драматического театра объявил председатель жюри историк театра, профессор Алексей Бартошевич - "за предельность и полноту существования" наградили актрису Ярославского театра драмы имени Волкова Анастасию Светлову, которая играет Екатерину Ивановну в спектакле по пьесе Леонида Андреева, второй спецприз отдали проекту Российского академического молодежного театра"Молодые режиссеры - детям" "за талант, смелость и новое дыхание театра". Виктор Лошак, который, по собственному его признанию, не написал за свою жизнь ни одной театральной рецензии, вышел вручать приз критики. Он достался спектаклю Прокопьевского драмтеатра "Экспонаты".
Разговоры с членами жюри, конечно, уже после церемонии, лишь подтвердили, в общем, естественную догадку. Все неожиданности - результат компромисса, скажем, многие, во что непросто поверить, были в восторге от работы Светловой в "Екатерине Ивановне", бедой не сочли, что актриса, раздетая режиссером донага, играет явно поперек текста, вернее, ее раздевание явно не учитывалось драматургом. Один из членов жюри даже придумал для этого спектакля остроумное определение - "модернистский гинекологизм". Тем не менее пришлось придумать для Светловой спецпремию, чтобы иметь все основания отдать "Маску" за лучшую женскую роль достойной и этой, и всех других наград Ольге Яковлевой.
Лауреатов премии "За выдающийся вклад..." назвали еще в декабре. На сцену поднялась актриса Екатеринбургской драмы Галина Умпелева. За нею президент "Маски" Георгий Тараторкин объявил и второго лауреата - увы, покойную народную артистку СССР Татьяну Шмыгу. Зал встал, долго аплодировал. Саму "дощечку" передали партнеру Шмыги и премьеру Оперетты Герарду Васильеву. Он обещал передать в театр.
Что касается исполнительских номинаций в балете, с решениями по ним не поспоришь. Никто не бросит камень в жюри любого конкурса за присуждение приза Леониду Сарафанову. Его успех в Quatro Эдварда Клюга подкрепило и очевидное лидерство в другой показанной в рамках "Золотой маски" одноактовке - "Без слов" Начо Дуато. Что касается Екатерины Кондауровой, отмеченной за партию Анны Карениной в одноименном балете, то она не просто лучшая среди номинанток нынешнего фестиваля. Ушедший сезон в Мариинском театре был ее сезоном, так свежо и ярко показалась балерина в "Спартаке", "Анне Карениной" и Simple Things.
Наталье Ледовской, приме Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, исполнившей заглавную партию в балете "Эсмеральда", жюри присудило спецприз. Но вместо изощренной формулировки "За умело обнаруженную психологическую остроту в беспечных танцах вольнолюбивой парижанки" проще было сказать: лучше поздно, чем никогда.