Бенефис хвостатой Шанежки
https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/theater_post/980
О необычной актрисе и других находках нового мюзикла Музкомедии «Человек, который смеется».
В конце мая в Свердловской музкомедии представят премьеру мюзикла по роману Виктора Гюго «Человек, который смеется». Репетиции уже на финальной стадии, скоро будут готовы костюмы и декорации. Режиссер Нина Чусова на роль волка придумала ввести в постановку живую собаку. В ходе кастинга выбрали хвостатую актрису по кличке Шани. Артисты сразу влюбились в новую коллегу и стали любовно называть её Шанежка. Рассказываем подробнее о необычном вводе и других находках будущего спектакля.
Для театра это первый опыт работы с собакой на сцене. По словам Нины Чусовой, она олицетворяет природную силу и правду мира социальных низов. К нему принадлежат несколько главных героев: бродячий артист Урсус и двое детей, которых он приютил и вырастил, создав маленькую кочующую семью — слепая девочка Дея и мальчик с обезображенным лицом по имени Гуинплен. По сюжету романа волк прибился к бродячей труппе Урсуса и стал участвовать в его уличных представлениях, чтобы помогать собирать деньги на пропитание.
Собаку на эту роль выбрали необычной и редкой породы чехословацкий влчак. Она возникла в результате эксперимента, проведенного в 1955 году в Чехословакии, когда немецкую овчарку скрестили с карпатским волком. Поэтому Шани так похожа на настоящего волка и сохраняет мимику и моторику хищника. Несмотря на дикие корни, хвостатая актриса очень спокойная и дружелюбная. Она с детства занимается с кинологом. Хозяину собаки особенно важно было показать, что эта порода безопасна для человека.Шани уже участвовала в видеоклипах и фотосессиях, но на сцену выходит в первый раз. Ее занятия с артистами и репетиции начались с февраля. В постановке Шанежка будет играть в обоих актах и даже исполнять трюки. В театре она уже стала главным любимчиком.
Евгения Лавенина, кинолог, инструктор по дрессировке:
- На занятиях труппы с собакой я шучу, что больше приходится дрессировать артистов, чем собаку. Для неё в роли нет сложных моментов, все команды она знает с детства. Больше времени уходит на адаптацию к новой обстановке, театральному свету, микрофонам, звукам оркестра. Она ещё осваивается, но уже с радостью ходит на репетиции и даже научилась обманывать актеров, получая то, что нужно ей.
-Как полноценная актриса, Шани получает зарплату, правда, в виде вкусного сушеного говяжьего легкого. Кинолог Евгения, которая всегда будет присутствовать на спектакле за сценой, учит артистов, как правильно взаимодействовать с собакой и справляться с её волнением. У Шани есть и второй состав, как положено в больших мюзиклах. Это собака артиста театра Евгения Елпашева по кличке Муха. Она беспородная, но очень резвая, более игривая по характеру и стены Музкомедии ей привычнее.
Нина Чусова, главный режиссер Свердловской музкомедии:
- Когда я ввела собак в спектакль, наконец-то поняла, что они, как и люди, имеют свой характер. Они очень разные. Муха молодая, суетливая, Шани более вдумчивая, рассудительная. С животными, как и с артистами, нужно наладить контакт. В театре все хотят их потискать, но я стараюсь не разрешать, чтобы особая связь у них была именно с актерами, с которыми им играть на сцене.
Одна из главных актрис мюзикла, Ксения Устьянцева, которая играет Дею, боялась собак — её сильно покусали в детстве. Готовясь к постановке, она смогла перебороть свою фобию. Другая исполнительница Деи, Светлана Карпова, рассказала, каково это — работать с известным московским режиссером Ниной Чусовой, недавно ставшей главным постановщиком Музкомедии.
Светлана Карпова, актриса:
- Нина Владимировна очень крутая. Она большой профессионал и к каждому актеру умеет найти подход. Главное ее качество в том, что у неё всё четко. Она знает, что делает, и от этого артистам очень комфортно. Помню момент, когда мы в первый раз собрали все сцены в репзале в феврале. У нас заканчивается финальный кусочек, мы поворачиваемся на режиссера. Она сидит со слезами на глазах и говорит: «Ребята, я вижу закат над вами». То есть у неё в голове уже были все декорации, костюмы, полная картина происходящего.
У актрис, которые играют Дею, непростая сценическая задача. Они изображают слепую девушку и для этого часто репетируют с закрытыми глазами или повязкой на лице. Одной из сценарных находок, которых нет в романе Гюго, станет прозрение Деи. По признанию Нины Чусовой, ей было важно дать шанс увидеть героине своего возлюбленного Гуинплена перед смертью, поскольку главный посыл спектакля состоит в том, насколько важно уметь увидеть собственную любовь.
Режиссер также не придерживается исключительно исторического плана романа (Англия, начало XVIII века), включая в него современный контекст.
Нина Чусова, главный режиссер Свердловской музкомедии;
- Я никак не могу удержаться в одном времени. Для режиссера важно ведь чувствовать и сегодняшнюю атмосферу. Поэтому помимо любовной истории есть важная социальная линия. Сначала в сценарии у нас не было персонажа королевы Анны, потом я поняла, что она мне важна. Месть сестре стала её навязчивой идеей, и это разрушило многие жизни. Бедняк Урсус и королева не встречаются в романе, их миры слишком различны, но мы решили их свести, чтобы они пообщались. Это так важно иногда, чтобы те, кто на самом верху, поговорили с теми, кто в самом низу. И, может быть, в этом диалоге нашлось бы решение очень многих проблем.
Стоит отметить, что помимо интересных сценических решений, зрителей ждет смешение самых разных музыкальных жанров от композитора Сергея Дрезнина и необычная пластика от хореографа Натальи Тереховой.Премьера мюзикла на главной сцене Музкомедии состоится 23 и 24 мая.