Белая гвардия» Музкомедии: новое слово в жанре
В последний день осени на сцене Свердловского академического театра музыкальной комедии состоится премьера спектакля «Белая гвардия» по мотивам романа Михаила Булгакова «Белая гвардия». И сам факт постановки музыкальной драмы по Булгакову уже вызывает живой интерес. Есть все основания полагать, что команда, во главе которой – режиссер Кирилл Стержнев и дирижер-постановщик Борис Нодельман, собирается сказать новое слово в жанре. Подготовка к премьере идет полным ходом. Исполнительницы главных женских ролей Светлана Кочанова (Елена Тальберг) и Татьяна Мокроусова (Юлия, возлюбленная Алексея Турбина) выделили перерыв между репетициями, чтобы поделиться с «Апельсином» своими мыслями и переживаниями по поводу готовящегося спектакля.
Апельсин: Как возникла идея музыкальной постановки по мотивам «Белой гвардии»?
Светлана Кочанова: Наш режиссер давно горел идеей поставить Булгакова. Он создал много спектаклей с очень сильной гражданской позицией, и «Белая гвардия» из этой плеяды. Его будоражит идея перерождения целой нации – во что мы превращаемся за целый век.
Татьяна Мокроусова: «Мы живем в этой стране» - это его фраза, и она отражает суть спектакля.
С.К.: Мы все родом оттуда, из того времени, когда бабахнул взрыв Авроры, и люди, которые ничего не имели, подумали, что имеют право на все.
Апельсин: А с какими трудностями вы сталкиваетесь при подготовке к премьере?
С.К.: Мы зажаты в плотные временные рамки. Музыкально материал безумно сложный – чтобы его и учить, и воспроизводить, нужно сильное напряжение. Все новое идет с такими вот непростыми ощущениями.
Т.М.: Роли тоже очень сложные и неоднозначные. Здесь не может быть такого: «Елена – добрая, веселая, хорошая, интеллигентная». Мне, например, сказали, что моя героиня – Юлия – наркоманка, девушка легкого поведения – но это только общие фразы, на самом деле все гораздо глубже и тоньше. Недостаточно выучить реплики и жесты – нужно все это «родить» и «надеть на себя».
С.К.: А как все это сложно для музыкального театра! В драме или в опере – в жанрах, которые не являются настолько синтетическими, это было бы куда проще. Артист музыкального театра должен отлично петь, отлично танцевать и при этом быть драматическим артистом. И мы, ставя у себя такую сильную драму Булгакова, должны соответствовать законам драматургии, вокала и пластики…
Т.М.: …и при этом оставаться в своем жанре. Зачастую зритель-то приходит сюда на оперетту, и поэтому мы не может играть только драматический спектакль – хотя очень хочется. Но приходится говорить, говорить, а потом вдруг пойти петь и танцевать, и чтобы все это не выглядело нелепо. У зрителя не должно быть отторжения, от того что «Белую гвардию» представляют в таком ключе.
Апельсин: То есть, «Белая гвардия» будет отчасти несерьезным спектаклем?
С.К.: Нет, что вы! Произведение получается абсолютно серьезное. Просто в нашем жанре.
Т.М.: У нас нет несерьезных спектаклей. Начиная с «Ночи открытых дверей», «Храни меня, любимая», «Силиконовая дура», «Мертвые души» - они все непростые, это не оперетта, хотя формально жанр именно такой. Это новаторские произведения, они подтверждают, что мы – единственный в России театр, который идет своим путем и не боится экспериментов. Насколько я знаю, еще никто не ставил Булгакова в музыкальном театре. Мы можем смело сказать, что сейчас рождается новое произведение. Благодаря нашему режиссеру мы сейчас находимся в уникальном состоянии, и 30 ноября у нас мировая премьера.
С.К.: У Булгакова замечательный язык – умный, ироничный, многослойный. Читаешь и наслаждаешься потрясающей стилистикой.
Т.М.: Сейчас же все по-другому пишется. Это не бульварный роман! (смеются). Я считаю, что классическую литературу такого уровня нельзя любить или не любить. К этой литературе все время возвращаешься. Когда я дочитала «Белую гвардию» до середины, то решила вернуться и начать заново с самого начала, потому что некоторые вещи не сразу стали понятны. И если наш зритель будет возвращаться и возвращаться к нашему спектаклю, это будет прекрасно. Главное, чтобы ему захотелось приходить на спектакль снова и снова и открывать все новые краски в музыке и в Булгакове.