Барбара Лэмб: «Это блюграсс: звучит весело, но рассказывает о невеселых вещах»
На этой неделе на новой сцене Театра музкомедии прошел первый концерт девятого фестиваля «Изумрудный город». Главной звездой концерта стала американская певица и скрипачка Барбара Лэмб, отыгравшая его со своим блюграсс-бэндом из Нэшвилля, загадочно названным «Sheepless knights».
Барбара Лэмб — настоящая легенда традиционной американской музыки — за свою карьеру она записала множество пластинок с самыми разными музыкантами, за одну из которых получила премию «Грэмми». За пару часов до концерта Барбара согласилась побеседовать с нами и поведала об особенностях записи блюграсса, впечатлениях от российского тура и бывшем парне — грабителе банков.
— Как вам Екатеринбург?
— Очень нравится. Я здесь уже во второй раз. Впервые я была тут летом 2012-го, было значительно теплее, но так же красиво. Зато сейчас мы можем перейти реку без моста!
— В Нэшвилле это невозможно?
— Еще бы! У нас в Нэшвилле есть реки, но никогда не бывает настолько холодно. В этом году было несколько холодных дней, но ничего замерзнуть не успело.
— Зато это столица кантри…
— Да, Нэшвилл называют музыкальным городом США.
— А во сколько лет вы начали играть?
— Я начала играть блюграсс, когда мне было 12. А в 15 уже записала первую свою пластинку на виниле. Мой папа — композитор классической музыки, он преподавал ее в школах, и я росла с музыкой. Я не думала, играть или не играть, я просто делала это. Я не выбирала этот путь, не раздумывала, стать или не стать профессиональным музыкантом, — это просто случилось.
— Какой смысл вложен в название вашей группы «Sheepless knights»?
— Это название обыгрывает словосочетание «sleepless nights» — бессонные ночи. Моя фамилия — Lamb, что означает ягненок, ребенок овцы, то есть sheep. И sheepless звучит как sleepless, так же как knights, рыцари, звучит как nights. Такая вот игра слов.
— Сколько всего у вас было групп?
— О-о-о… может быть, три тысячи? Много, много банд. В Нэшвилле все настолько хороши в этом деле, что ты можешь зайти в кафе и сказать: «Привет! Мне нужны ударник, басист, гитарист и певец». И четверо или пятеро совершенно незнакомых человек тут же поднимут руки.
— Часто ли получается выпускать альбомы?
— Раньше свои пластинки я выпускала по одной в три года. Сейчас реже, потому что стало много других способов донести до людей свою музыку. Ну вы знаете, itunes, youtube, скачивания.
— Одним только блюграссом ваше творчество не ограничивается?
— Нет. Я люблю играть музыку блюграсс: она сложна, и невероятно трудно держать ритм без ударника — его держат гитарист и басист. Но также я люблю играть и старый джаз, и олдскульное кантри вроде Хэнка Уилльямса. Старое, не новое. Вот что я люблю.
— О чем ваши песни?
— О реальных вещах. Немного смешных. Несколько лет назад у меня был парень. Он был преступником, но я об этом не знала. Он ограбил банк много лет назад, а я думала, что он был хорошим парнем. Он был очень красив. Однажды он украл все мои украшения и продал их (смеется). И делал другие плохие вещи. В итоге он отправился в тюрьму. Я написала песню об этом, она звучит достаточно смешно. Это блюграсс: песни звучат весело, но рассказывают о совсем невеселых вещах.
— А что в этом стиле важнее — музыка или текст?
— И то и другое. Хотя… Блюграсс очень сложен в исполнении, и я все же считаю, что музыка важнее. Тексты зачастую не так важны и не настолько сложны и изысканны, как музыка.
— Расскажите, каково было получить «Грэмми».
— Я получила «Грэмми» не за ту музыку, которую сама сочинила. Я поучаствовала в записи пластинки, которая получила премию. И это не моя личная заслуга. Говорят: «Уау, Барбара Лэмб получила «Грэмми»!», но я не считаю, что это большое дело, моя большая заслуга. Конечно, я бы хотела получить эту премию за что-нибудь свое. Все хотят получить «Грэмми». И когда они получают ее, они хотят еще. У многих моих друзей в «Нэшвилле» есть «Грэмми», у многих есть по две, три, пять наград. Ты можешь даже не знать об этом, прийти к человеку домой пообедать, а у него там «Грэмми» стоит на полке!
— С кем вам больше всего понравилось играть, с кем бы вы хотели посотрудничать?
— Я бы хотела поиграть со многими музыкантами. Иногда мне хочется поиграть в блюз-бэнде. Вы знаете Эммилу Харрис? Она моя подруга, иногда мы играем вместе. Есть целая категория музыкантов, играющих в стиле американа. Это вид фолка, песни. Хотелось бы поиграть в этом стиле. Мой любимый музыкант из всех, с кем я играла, — это Вилли Нельсон. Ну… потому что это Вилли Нельсон. Я играла с ним два часа на общем концерте, и это — вершина.
— Как проходит ваш российский тур?
— То, что нас позвали в Россию, для нас очень важно. Мы приезжали в 2012-м, и я была рада вернуться во второй раз. Мне нравится, что вместо простых концертов, на которые люди приходят, слушают и хлопают, мы здесь ездим выступать в школах, в детских домах. Это совсем не так, как в обычных концертных турах. Приезжая в Россию, мы работаем с другими музыкантами, делаем что-то вместе, играем для детей и пожилых людей, знакомим с блюграссом тех, кто никогда раньше о нем не слышал. И я думаю, им это нравится. Наш нынешний тур — это, в частности, Санкт-Петербург, Вологда, Екатеринбург, Пермь и… Челибинск? А, Челябинск.
— Как вам местные группы? Например, «Изумруд» (репетировавшие во время интервью в соседнем зале)?
— Эти ребята? (кричит): I LOVE THIS GUYS! В 2012-м мы играли на фестивале «Блюграсс на Уральских горах», и мне они очень понравились: балалайки, домры, много ритмических инструментов… Я очень рада, что мы с ними вместе отыграем на этом концерте. Не знаю пока, что из этого получится, но надеюсь, что будет круто. Я думаю, мы будем импровизировать. По крайней мере я. А вообще, им нужно приехать в Нэшвилл! Жители нашего города их полюбят! (кричит) THE WOULD LOVE THIS BAND! Нэшвилл известен как столица кантри, но там есть все виды музыки: греческая музыка, африканская музыка, много рок-групп, большой симфонический оркестр, коллективы, играющие самый разномастный world music. Эти ребята должны приехать!
— Расскажите о ваших дальнейших планах.
— Когда я вернусь в Нэшвилл из российского тура, я буду продюсировать сольную запись одного певца. Этим я тоже занимаюсь: когда я переехала в Нэшвилл, Теннесси, 20 лет назад, в 1994-м, я организовала рекорд-лейбл, начала записывать и продюсировать других музыкантов. Это, к слову, очень легкое дело, потому что блюграсс-музыканты всегда слушают друг друга. И, как правило, все записываются одновременно, просто в разных комнатах. Мы любим играть вместе, это придает записи нужную энергию.