С Юбилеем, Тулуз-Лотрек!
Сегодня, 24 ноября 2014 года, исполняется 150 лет со дня рождения Анри де Тулуз-Лотрека, выдающегося художника, удивительного человека и героя нашей скорой премьеры!
19 декабря на Основной сцене состоится премьера необыкновенного спектакля под названием «АНРИ»! В год 150-летия Анри де Тулуз-Лотрека мы воссоздадим нелёгкую и удивительную судьбу одного из самых знаменитых художников своего века. При рождении ему было даровано всё: экзотическая внешность, титул графа, аристократическая родня, богатое наследство. Но судьба лишила его здоровья, семьи, надежды на любовь и счастье. Она не смогла отнять у него только одно – Талант. Он взял в руки краски и кисти и стал одним из самых знаменитых творцов своего столетия… «Недостойный» отпрыск прославленного рода. Несостоявшийся лихой наездник и светский волокита. Калека с юных лет. Знаменитый остроумец. Алкоголик и отчаянный гуляка. Ценитель женской красоты и знаток ночного Парижа. Он – АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК.
Арт-проект Ballet Chorus, аналогов которому на екатеринбургской сцене ещё не было, объединил в одном спектакле хор и балет (почти в полном составе), Театр пластической драмы Вячеслава Белоусова, танцевальную компанию «2046». В спектакле занят всего один солист Свердловской музкомедии – молодой, но уже достаточно популярный артист! Мистическое внешнее сходство со знаменитым художником и редкое актёрское дарование не оставило постановщикам даже шанса на сомнение: именно он будет Лотреком! Кто исполнит главную роль – мы пока не скажем, но зато представляем эксклюзивное интервью с таинственным незнакомцем – о секретах будущей премьеры.
Как ты, молодой солист музыкального театра, отнёсся к своему назначению на главную роль в таком необычном проекте?
Ещё до начала репетиций Кирилл Савельевич Стрежнев, наш главный режиссёр, предупредил меня: «Готовься к роли в балете!». Я сначала не понял, шутка это или правда, но потом увидел приказ о своём назначении на роль в спектакле Ларисы Александровой, режиссёра и хореографа. Я был очень удивлён, потому что я никогда профессионально не танцевал (разве что в школе занимался два года бальными танцами). Поэтому после назначения на роль я не только обрадовался, но и «напрягся» – подумал, что это классический балет, с которым я даже на уровне терминов не знаком! Но оказалось, что это спектакль с современной хореографией – и роль у меня не столько танцевальная, сколько «актёрская». И герой мой, художник Анри де Тулуз-Лотрек, личность просто уникальная!
Эта роль для тебя – возможность испытать себя в незнакомом формате, интересная работа или новый этап в карьере?
Для меня это определённо шаг вверх. И, кстати, моя первая настоящая главная роль, поставленная «на меня». Причём, за весь спектакль я не произношу ни одного слова, не пою, вся роль – только в пластике. Это здорово! Новый актёрский опыт, новый танцевальный опыт, интересные поиски, изучение реальной биографией Тулуз-Лотрека…
Расскажи в двух словах об авторах спектакля и о своих партнёрах. Их имена, в отличие от твоего, можно называть.
С режиссёром и хореографом Ларисой Александровой мы, как оказалось, знакомы (хотя это первая её постановка в нашем театре). Мы познакомились в Москве, когда наша труппа ездила показывать спектакль «Мёртвые души» на фестивале «Золотая Маска». Когда встретились перед постановкой «Анри», вспомнили про нашу встречу – улыбнулись и начали работать. Вот и всё. Кроме балета и хора, с нами работают «белоусовцы» (Театр пластической драмы, выпускники ЕГТИ, курс Вячеслава Белоусова) и ребята из танцевальной компании «2046» – и со всей этой творческой «толпой» Лариса справляется одна! Репетируем каждый день, оттачиваем каждое движение. Устают все – даже балет, который, казалось бы, всё время в тренаже! Ведь со стороны танец обычно смотрится очень легко, но когда начинаешь танцевать сам – понимаешь, насколько затрачиваешься, насколько устаёшь, как это на самом деле трудно! Но в команде нам работается легко, нет ни споров, ни ругани, никаких проблем с партнёрами – живём «душа в душу». Спектакль большой, двухактный, времени до премьеры у нас не так уж и много, но все честно работаем, несмотря на усталость и сложность постановки. Мы очень стараемся, каждый так много вкладывает, это колоссальная работа – поэтому спектакль обязательно будет интересным! Тем более, аналогов такому проекту нет, по крайней мере – в России!
Замечательную музыку для спектакля пишет наш композитор – совсем молодая девушка! Ощущение, что она одновременно и очень талантлива, и понимает режиссёра с полуслова, и вообще фанатка Тулуз-Лотрека. Я ещё не слышал оркестровки, но то, что звучит на репетициях «под рояль», очень здорово! Да, и музыка сложная. Такая сложная, что настоящие герои наших репетиций – это не я и не балет, а наш хор. Им очень трудно, размеры в музыке постоянно меняются, ритм синкопированный – а у хора и танцы, и вокал, и вообще они много времени находятся на сцене. Но наш хор справляется! Даже при том, что у них ещё и спектакли почти каждый день!
Ты изменился за время подготовки спектакля?
К спектаклю я похудел в общей сложности на десять килограммов! И благодаря напряжённым репетициям, и целенаправленно. В спектакле очень много поддержек, причём это не я ношу партнёров, а меня носят наши балетные девочки. Мне стало их так жалко, что я бросился худеть. Друзья мне подарили тренажёр для пресса, на котором я регулярно занимаюсь, ещё я бегаю, слежу за питанием, отжимаюсь… За время репетиций у меня ещё и открылись старые травмы, «заработанные» ещё в театральном институте, начались проблемы с коленями, суставы по ночам просто ноют. Так что я теперь вдвойне понимаю Тулуз-Лотрека с его искалеченными ногами…
И, конечно, я многое узнал о самом Тулуз-Лотреке. И до своего участия в «Анри» я ничего о нём толком не знал, как, наверно, и многие наши будущие зрители. Помнил только, что в фильме «Двенадцать друзей Оушена» воровали картину Лотрека – и на этом мои знания о нём заканчивались. Но уже с первой встречи с режиссёром у меня началось «погружение», мы смотрели картины Лотрека, много разговаривали о нём, сейчас я читаю его самую известную биографию, которую написал Анри Перрюшо. И хочу сказать, что жизнь Тулуз-Лотрека – сама по себе безумно захватывающая история! Читаешь книгу – то смеёшься, то слёзы наворачиваются.
А картины Лотрека ты раньше видел?
Оказывается, видел! Во время постановки я сознательно стал знакомиться с творчеством Лотрека – и понял, что эти картины я видел, но не знал имени их автора. Они не рассчитаны на то, чтобы ими любоваться, не рассчитаны на какой-то эстетический эффект, но они притягивают взгляд… Начинаешь всматриваться в лица людей, пытаешься угадать кто они, какие у них судьбы и характеры, это картины-головоломки. Лотрек был очень хорошим психологом, он видел не лицо, а личность. Он не писал внешность, не искал красоту, он старался прочувствовать характер, найти в человеке его «внутреннее». В его картинах почти нет красивых людей, но зато его герои всегда свободны, они написаны в естественных позах, без расчёта произвести эффект или понравиться.
Как думаешь, ты бы смог подружиться с Тулуз-Лотреком, если бы он жил сейчас?
На самом деле, Лотрек сам выбирал себе друзей, поэтому не знаю, какие были бы у меня шансы…. В плане дружбы он был очень привередливый. Ему мог понравиться человек только за то, как он сидит, как он держится. И те, с кем Анри действительно хотел общаться, очень его любили и уважали. С ним было интересно, это действительно был потрясающий человек и художник, которого признали ещё при жизни, которого любили вопреки его внешности.
Как тебе Лотрек как человек? Он тебя чем-нибудь удивил?
Выяснилось, что мы с ним похожи не только внешне. Он был страшный собственник, маленький избалованный Наполеоша. Даже в тридцать лет мог капризничать, топать своими коротенькими ножками, если что-то шло вразрез с его желаниями. Я и сам собственник. Мои близкие друзья знают, что всё должно быть так, как я сказал, и никак иначе! Если ты мой друг – будь моим другом до конца, любое сопротивление бесполезно. Как и Лотрек, я не люблю оставаться один, люблю общение, шумные компании, люблю девушек – но, в отличие от него, мне, к счастью, отвечают взаимностью.
Жизнь у Анри недлинная, всего 36 лет – но очень бурная. Я уверен, что мы бы его сейчас не знали, он не вошёл бы в историю, если бы с ним не случилась настоящая трагедия. Он стал бы таким же, как его отец: скакал на конях, обожал соколиную охоту и так далее. Но всё изменил этот ужасный момент, когда он одну за другой ломает ноги и перестаёт расти… И его картины, и его приключения, его драмы, алкоголь, сифилис и то, что он остался в мировой истории, – это уже последствия той трагедии. Я не знаю, поймёт ли зритель всю историю этого человека, но я постараюсь донести всю его внутреннюю боль, которую он пытался заглушить всю свою жизнь.
У спектакля явно необычный формат. Не всякую историю можно рассказать языком пластики и вокала. Почему было не сделать мюзикл?
Короткие ноги, которые не росли. Смешная утиная походка. Трагедия Тулуз-Лотрека была именно в его физическом недуге. И точнее всего это можно выразить именно пластикой. Ну, был бы это мюзикл… Выходил бы Тулуз-Лотрек на авансцену и пел о том, как ему больно и плохо. И это было бы совсем не то! Он ведь даже в творчестве своём очень любил движение. В его картинах нет статичных поз, он рисовал лошадей на скачках, рисовал танцовщиц в Мулен Руж. Он словно даже в творчестве боролся со своей психологической травмой. Будь он здоров – не знаю, любил бы он танцевать или нет, но на лошадях бы он скакал стопроцентно! Он ведь мечтал об этом! Поэтому я убеждён, что трагедию этого великого человека гораздо выразительнее показать в пластике, в движении!
Почему этот спектакль обязательно нужно посмотреть? В чём его несомненный успех? В чём фишка? Что в нём такого, чего на нашей сцене ещё не было?
Во-первых, сама история этого художника (знаете ли вы её или нет!) – это очень бурная, насыщенная, интересная, трагичная, смелая, яркая жизнь, полная и разочарований, и любви! Во-вторых, потрясающая будет хореография – как и в картинах Лотрека, это будет не «красивость», а выразительность, психология, точность, атмосферность. В-третьих, исполнители – и наш балет, в котором будут очень ёмкие образы (ради «Анри» на сцену вернётся наша «заслуженная» балерина Ирина Кабанова, которая сыграет мою маму, а папой Лотрека будет Денис Крутов, они у меня замечательные!), и потрясающе поющий и танцующий хор.
И молодые люди, и взрослое поколение, и наши наставники, приходите обязательно на нашу премьеру, она достойна внимания каждого из вас! Это событие, которое невозможно пропустить. Понравится или нет – поймёте во время спектакля. Но равнодушными вы из зала точно не уйдёте!