С любовью и благодарностью!
14 марта исполнилось 120 лет со Дня рождения Георгия КУГУШЕВА, первого главного режиссёра Свердловской музкомедии!
Многие традиции нашего Театрального дома были созданы в «эпоху Кугушева» - но из-за временнОй отдаленности, из-за практически полного отсутствия «очевидцев», фотографий и видеозаписей, мы вспоминаем то время реже, чем оно того заслуживает. Но сегодня у нашего Театрального Дома есть замечательный праздничный повод с гордостью вспомнить князя Георгия КУГУШЕВА, артиста и режиссёра, первопроходца «лёгкого жанра» на Урале, нашего первого Главного.
На фото: Георгий КУГУШЕВ,
воспитанник Пажеского корпуса Его Императорского Величества (1917 год)
Георгий Иванович КУГУШЕВ происходил из княжеского рода – на старых фотографиях заметна его аристократическая осанка, а всех, кто общался с ним, очаровывали изысканные манеры КУГУШЕВА, его интеллигентность и редкое обаяние. Он учился в Пажеском корпусе Его Императорского Величества – завершить элитное дворянское образование юноше помешали (всего в одном шаге от диплома!) известные политические события, зато профессию дворянин Георгий КУГУШЕВ смог выбрать по душе. Он окончил театральную студию, скитался с разными труппами по всей стране – то с антрепризой, то даже в составе конармии Будённого, работал в драматических театрах. Судьба привела его в «лёгкий жанр», который он полюбил на всю жизнь, – КУГУШЕВ стал артистом музыкального театра. Довольно скоро одарённый исполнитель обнаружил ещё и талант постановщика - и начал ставить оперетты и музыкальные комедии на сценах советских музыкальных театров. В 1935 году актёр и режиссёр КУГУШЕВ стал главой молодого свердловского театра, который ему было суждено привести к огромным успехам. Ни предрассудки, ни репрессии (а в жизни Георгия Ивановича была и эта горькая страница) не помешали ему воплотить свою театральную мечту – он стоял во главе Свердловской музкомедии в общей сложности четверть века (1935-1937; 1943-1961).
На фото: Георгий КУГУШЕВ в ролях
Слева: Фери в оперетте «Сильва»
Справа: Авлей в оперетте «Роз-Мари»
Его любовь к жанру была горячей и деятельной: Кугушев бережно хранил классический репертуар и был убеждён, что «надо с опереттой говорить "на Вы"...», но одновременно без устали работал с советскими авторами в поисках актуального современного материала. Он открывал новые имена, новых авторов, которые потом долгие годы творили для музыкального театра: например, оперетта молодого Оскара Фельцмана «Золотое вино» стала началом продолжительного «романа» композитора с нашим Театральным домом.
Именно во времена Кугушева в афише Театра появились, как мы сказали бы сегодня, мировые и российские премьеры: «Бронзовый бюст» и «Акулина» И. Ковнера, «Марк Береговик» К. Кацман, «Дочь фельдмаршала» О. Фельцмана, «Башмачки» Д. Файзи и многие другие спектакли, которые уральские зрители смогли увидеть и полюбить первыми в Союзе. В 1943 году на Всесоюзной конференции при комитете по делам искусств Свердловский театр музыкальной комедии впервые назвали «лабораторией советской оперетты» - «второе имя» прижилось и полюбилось, мы с гордостью вспоминаем его и сегодня. Кроме признания публики, Свердловская музкомедия «эры Кугушева» получила профессиональное одобрение коллег и критиков, преданную и отзывчивую любовь советских авторов – и уникальную награду высшего в Союзе уровня! Спектакль «Табачный капитан» был удостоен Сталинской (Государственной) премии – впервые в истории столь высокую награду получили создатели оперетты – до недавних пор не слишком охотно признаваемого властями жанра.
На фото: Георгий КУГУШЕВ и авторы спектаклей Свердловской музкомедии
Слева: с создателями оперетты «Золотое вино»
Справа: с композитором Кларой Кацман,
автором оперетты «Марк Береговик»
За годы руководства Свердловской музкомедией КУГУШЕВ вырастил труппу, которую по праву называли одной из лучших в стране, и словно по наследству, передал своему преемнику Владимиру КУРОЧКИНУ замечательную привычку «коллекционировать» актёров, приглашать самых перспективных молодых артистов и воспитывать их них лучших представителей «лёгкого жанра». Именно в годы Кугушева появилась в нашем Театре система творческих заявок, «ночные» новогодние концерты и многие другие традиции, которые мы храним и сегодня, в XXI веке…
Вспомним Георгия Ивановича с любовью и благодарностью! Его путь продолжается, его мечты продолжают воплощаться – в нашем общем Театральном Доме!