ПРОЩАНИЕ С ЛЕГЕНДОЙ
30 апреля ушла из жизни легенда Свердловского театра музыкальной комедии заслуженная артистка России Валентина Михайловна Валента. Ей было 85 лет. 4 мая урна с прахом актрисы, была доставлена в Екатеринбург, а 5 мая коллектив Свердловского театра музыкальной комедии прощался с Валентиной Михайловной. Она похоронена на Широкореченском кладбище.
Все, кто видел Валентину Михайловну Валенту на сцене, отмечают ее острый драматический темперамент, страсть, прекрасный голос и неповторимую стать настоящей героини. Она ворвалась на Свердловскую сцену в начале 50-х годов в образе Шурочки Азоровой из оперетты «Голубой гусар». Следом прошла целая галерея незабываемых женских образов: это и Степанида из спектакля «Сто чертей и одна девушка», и легаровская Фраскита, и Теодора Вердье из «Принцессы цирка» и многие, многие другие. Критики писали, что Валента первая воспела любовь на сцене Свердловского театра музкомедии. Любовь ее героинь была стихийна, необузданна, это чувство было главным и всепоглощающим.
Народная артистка России Надежда БАСАРГИНА (солистка Свердловского театра музыкальной комедии)
Валентина Валента была женщиной с большой буквы. Она умела себя преподнести, умела быть томной, неприступной, лукавой, кокетливой, у нее были толпы поклонников. Я многому у нее научилась: как носить костюм, как обращаться с длинным шлейфом на платье, как подавать руку для поцелуя, одним словом - как быть героиней. На сцене Валентина Михайловна была воплощением женского очарования. Но это совсем не значит, что она занималась на сцене самолюбованием - она была очень открытым и отзывчивым партнером. Мы с Валентиной Михайловной работали вместе в спектакле «Тётка Чарли». Она создавала такую доверительную и теплую атмосферу, что невозможно было не ответить на ее искренность. Когда я смотрела в ее глаза, добрые и лучистые, то успокаивалась и была сама собой. С этой артисткой невозможно фальшивить, она как камертон задавала ноту, и мне нужно было только ее подхватить.
Заслуженный работник культуры России Татьяна КРУТИКОВА (помощник режиссера по труппе)
На сцене она была царицей. Гордая стать, завораживающий, с глубокими нотками голос, правильная речь, манера одеваться - все в ней было с головы до пят по-королевски. Казалось, что роли всех опереточных красавиц были специально созданы для такой актрисы, она была в них безупречна, но если Валенте попадалась характерная роль, то она и в ней была удивительно смешной и органичной!
Народная артистка России Римма АНТОНОВА (солистка Свердловского театра музыкальной комедии)
Это была яркая актриса, как сегодня принято говорить, сексапильная, она знала, как завести мужскую часть зала. Однако при этом Валентина Михайловна оставалась ужасной хулиганкой и всегда была надежным товарищем для всех розыгрышей Эдуарда Жердера. Чтобы он не придумал, она всегда готова была принять участие в какой-нибудь проделке. Однажды Валента с Жердером разыграли одного артиста, который очень хвастался, что у него появилась молоденькая и очень симпатичная поклонница. Узнав, что поклонница приглашена на спектакль, Жердер попросил Валенту позвонить «артисту-хвастуну» и сказать от имени поклонницы, что она прийти на спектакль не сможет, а будет ждать его в гостях у себя дома. Валентина Михайловна с радостью откликнулась на возможность разыграть коллегу: она позвонила, пригласила его в гости и дала адрес своей подруги, тоже актрисы театра музкомедии. Когда незадачливый кавалер, нарядившись, с букетом цветов в руках, постучался, то ему открыла дверь не юная почитательница его таланта, а коллега по работе, да еще в тот момент, с кефирной маской на лице. Трудно передать, что почувствовал актер, но с Жердером он очень долго не разговаривал, Валенту тоже простил не сразу.