OPERAHOUSE В МУЗКОМЕДИИ
Завтра на нашей сцене состоится премьера OPERAHOUSE - эксклюзивного проекта Свердловской музкомедии, камерного оркестра «Harmonia caelestis» и танцевальной компании «Окоём». Проект OPERAHOUSE - рискованная сценическая авантюра: в одном сценическом пространстве встречаются музыка периода барокко и современная хореография. Кем и по какому случаю был построен OPERAHOUSE – рассказывает Александр Гурвич, руководитель данс-компании «Окоём» и хореограф-постановщик премьеры.
Что такое «окоём»? Почему Ваш коллектив так назван?
Окоём – это пространство, которое можно окинуть взглядом, всё, что вбирает наш взгляд до самого горизонта. А наш коллектив «Окоём» – это профессиональные танцоры, которые собрались вместе ради собственного удовольствия. Современному искусству присуще увлеченность процессами, потоками – а такое отношение может ограничивать творческие возможности. Нас же, в первую очередь, интересует самосовершенствование, мы не задаем себе ни формата, ни границ для творчества. Поэтому и выбрали название, которое одновременно вписывается в наше восприятие действительности и не привязывает нас ни к жанрам, ни к стилям, ни к форматам. Это название, в отличие от «Калинки-Малинки» или «Иван-да-Марьи», не ограничивает творческий диапазон определенным стилем и дает простор для творчества.
Как «Окоём» познакомился с «Небесной гармонией», с оркестром барочной музыки «Harmonia caelestis»?
Мы познакомились во время постановки барочной оперы Г. Пёрселла «Дидона и Эней» в Оперной студии Уральской государственной консерватории. Оказалось, что этот оркестр –зеркало «Окоема». Между нами очень много общего, мы живем и творим в почти одинаковых условиях и обстоятельствах. «Окоём» и «Harmonia caelestis» - профессиональные музыканты и профессиональные танцоры, которые создали свои коллективы исключительно «из любви к Искусству». Нам пришло в голову поработать вместе. Почему бы и нет? Мне всегда нравилась барочная музыка, а Яне Анненковой, дирижеру «Harmonia caelestis», нравился современный танец. Попробовали объединить усилия – получилось. Позже к проекту присоединился ещё один участник – вокалист Алексей Петров. Все случилось благодаря нашему энтузиазму – иногда такие истории не приводят ни к чему, но на этот раз появился целый OPERAHOUSE.
Выбор музыки обусловлен специализацией ваших друзей-оркестрантов? Или есть ещё причины танцевать в XXI веке под музыку эпохи барокко?
Барочная музыка на самом деле очень хороша для современного уха. Она не проста, она не логична, но всегда эмоционально насыщена и эмоционально завершена. Музыка барокко очень необычна, богата нюансами, украшениями, в ней нет предсказуемого, привычного логического развития, поэтому произведения эпохи барокко всегда интересно слушать. «Harmonia caelestis» -- профессионалы, музыканты высокого класса, которые блестяще исполняют музыку барокко. Знатоки оценят не только их игру, но и подбор музыки для OPERAHOUSE – это редко исполняемые, нетиражируемые произведения, которые не услышишь в филармонических залах.
Вам не кажется, что совместный проект музыкантов и танцоров – это совсем не новость в contemporary dance?
За рубежом – да, но для нашей страны это хоть и не уникальный, но достаточно редкий проект. Подобный совместный спектакль был, например, у труппы «Провинциальные танцы» и оркестра «B-A-C-H». Но, как правило, оркестр в таких проектах только аккомпанирует танцорам. Мы же решили не прятать музыкантов, а сделать их полноправными участниками спектакля. Нам с ними действительно интересно работать, танцевать под «живую» музыку. В классических хореографических училищах, в театрах оперы и балета работают под аккомпанемент концертмейстера или оркестра, а в современном танце ситуация такова, что танцуют обычно либо под магнитофон, либо под «ничто». Взаимодействовать с музыкантами, конечно, гораздо интереснее – это живые люди, а не аудиозапись, они каждый раз играют по-новому, но всякий раз – «в точку». Для нас работа с «Harmonia caelestis» - это хороший шаг к профессионализации коллектива.
На какую аудиторию рассчитывает OPERAHOUSE?
Честно – на самую широкую. Это спектакль, который создавали для зрителя и на зрителя. Не исключено, что консервативно настроенные «ортодоксы» искусства не останутся довольны. Но спектакль точно понравится современному зрителю, который любит динамичное действие, красивый вокал, хорошую музыку и много-много красивого танца.
Несмотря на то, что спектакль заявлен как премьера, мы не скрываем, что OPERAHOUSE уже был однажды показан на нашей сцене – зимой, в рамках Фестиваля современного танца «На грани-регион». Что же - тем, кто уже видел спектакль на фестивале, не стоит приходить?
На самом деле с тех пор спектакль очень изменился. Даже по продолжительности он стал почти в два раза дольше. Мы переосмыслили пространство, обновили оформление – те, кто уже видел OPERAHOUSE в декабре, могут его и не узнать…
Вам не приходило в голову сыграть OPERAHOUSE в Оперном театре?
Для Оперного театра это было бы слишком смело. А Новую сцену Музкомедия как раз и позиционирует как площадку для эксперимента – здесь открыты для творческих предложений, умеют доверять, не боятся рискнуть. Нам повезло — именно для этой сцены можно было ставить именно так, как хочется нам, не думать о формате, не пытаться оправдать чьи-то ожидания. Более того, результат нашей работы идеально вписывается в пространство Новой сцены – именно здесь, в позолоте и хрустале, OPERAHOUSE будет смотреться уместно и стильно. Какая будет судьба у спектакля – время покажет, но мы надеемся, что наш проект надолго останется в репертуаре – и наше творческое сотрудничество с Музкомедией продолжится.