О ПЕРВОМ ПРЕМЬЕРЕ ТЕАТРА
14 февраля в Доме актера прошел вечер памяти легендарного актера - заслуженного артиста РСФСР Эраста Антоновича Высоцкого, который на определенном этапе также был режиссером и художественным руководителем Свердловской музкомедии. Вечер был назван «Первый премьер и первый председатель». Действительно, и коллегами, и зрителями Эраст Высоцкий заслуженно считался главным премьером театра, а для Свердловского отделения СТД он стал первым председателем. Идея проведения этой встречи принадлежит заслуженному работнику культуры России Алле Давыдовне Кернер. По ее словам, она долго сомневалась, вызовет ли интерес вечер, посвященный человеку, жившему более полувека назад. Но сомнения исчезли после встречи с живым свидетелем творчества Высоцкого - Зинаидой Николаевной Шукстовой , которая была рада поделиться с Аллой Давыдовной своими ценными воспоминаниями.
Вечер прошел в уютной обстановке и той дружеской атмосфере, которой славится Дом актера. Музыкальными иллюстрациями стали выступления артистов Театра музыкальной комедии. Они исполнили номера из оперетт, которые были знаковыми для творчества Эраста Высоцкого как актера и как режиссера.
Леонид Чугунников спел Песню Паганини из одноименной оперетты. И историки театра, и журналисты, критики тех лет в один голос утверждают: роль Паганини стала настоящей вершиной свердловского периода творчества Эраста Высоцкого.
Газета «Уральский рабочий» в 1941 году писала:
«Впервые в РСФСР поставили эту оперетту в Свердловском театре музыкальной комедии. Яркий образ Маэстро создал з.а. РСФСР Эраст Высоцкий. Мрачная фигура, величественная осанка, презрительная ирония в обращении с придворными герцогского двора, сосредоточенная сдержанность и, в то же время, страстная порывистость, неукротимая энергия, железная воля - таковы черты образа Паганини, созданного Высоцким. Можно удивляться такой глубокой драматической разработке образа Паганини в опереточном спектакле, можно желать внесения в эту роль большей жизнерадостности, но нужно признать, что сценический образ Паганини в опереточном спектакле в исполнении Высоцкого чрезвычайно убедителен. Выразительно поет артист и свою музыкальную партию».
Другой блистательной ролью Эраста Высоцкого была роль графа Данило. В этой роли на гастролях в Одессе его видел известный театральный деятель, петербургский режиссер Александр Белинский. Вот его отзыв: «Это был действительно редкий актер. Неповторимый, как каждый большой артист. Он не был красив, он был элегантен. Невысокого роста, но хорошо сложен. Пел мужественным баритоном, прекрасно танцевал и, что кажется невероятным, когда речь идет об опереточном герое, обладал великолепным чувством юмора. Высоцкий появился на просцениуме крохотного театра, изображая подвыпившего графа Данило. Цилиндр, черная накидка, белый шелковый шарф. Он запел: «Пойду к «Максиму» я, там ждут меня друзья». Черноморский город сдался сразу, без всякого сопротивления. Когда-то вот так же покорил Одессу знаменитый сицилийский трагик ди Грассо. Каждая новая роль Высоцкого, каждый спектакль с его участием множил толпы поклонниц и поклонников. Да, да, поклонников! Это был не душка-тенор, это был Артист с большой буквы...». Знаменитую арию Данило в этот вечер исполнил Владимир Алексеев.
Да, когда-то публика ходила «на Высоцкого», а газеты, не сговариваясь, после каждой премьеры с его участием писали, например, так, как о премьере спектакля «Мирандолина» в 1941-м:
«... самое хорошее в спектакле - игра Высоцкого (кавалер Рипафратта) и Викс (Мирандолина). Высоцкий, кажется, впервые выступает в характерной роли, сумел блеснуть искусством сценического перевоплощения и, что более важно, изящно, верно, тонко подать зерно роли. Резкость, грубость, женоненавистничество - все это нарочитое, своеобразный щит, за которым прячется робкое и доброе сердце кавалера Рипафратта. Но любопытная особенность: смотришь, и все время кажется, что Высоцкий сам, втихомолку, пряча улыбку в накладные усы, иронизирует над своим кавалером».
Вальс Периколы в память о знаменитом спектакле исполнила солистка Свердловского театра музыкальной комедии Элла Прийменко.
Дуэт из «Свадьбы в Малиновке», где Высоцкий играл Назара, спели Светлана Кадочникова и Владимир Фомин. Чардаш Тассило в память об артисте исполнил Михаил Шкинев. А Ксения Григорьева и Леонид Чугунников спели самый знаменитый дуэт из оперетты «Сильва». Его строки -«Помнишь ли ты?» стали достойным лейтмотивом февральской встречи, открывшей цикл вечеров известных театральных деятелей, задуманного Свердловским отделением Союза театральных деятелей, которое в следующем году отпразднует 75-летие.