МАЭСТРО, КОТОРЫЙ ЛЮБИЛ ПЕТЬ
7 октября исполнилось бы 85 лет народному артисту России Петру Ивановичу Горбунову.
Дирижер (с 1961), главный дирижер Свердловского театра музыкальной комедии (1970-90), народный артист России.
Выпускник Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, ученик профессора М.И. Павермана.
Дирижер-постановщик 44 спектаклей: «Эврика!» (1961), «Севастопольский вальс» (1962), «Донья Жуанита» (1967), «Моя прекрасная леди» (1973), «Хелло, Долли!» (1974), «Прекрасная Елена» (1976), «Рыцарь Синяя Борода« (1978), «Путешествие на Луну» (1981), «Свадьба с генералом» (1981), «Царица и велосипед» (1984), «Фраскита» (1983), «Принцесса цирка» (1989) и др.
Занимался преподаванием, среди его учеников: Б.Г. Нодельман (главный дирижер Театра с 1992 г.), Энхе (дирижер Уральского академического филармонического оркестра), Сергей Разинков (главный дирижер Удмурдского музыкального театра).
Почти тридцать лет музыкальное сердце нашего Театра билось, повинуясь взмаху дирижерской палочки Петра Ивановича Горбунова. О таких людях говорят: музыкант от Бога. С легкой руки Петра Ивановича обрели яркую сценическую жизнь многие произведения советских композиторов: О. Фельцмана, А. Флярковского, А. Эшпая и др. Ему удавалось тонко, точно и с большим уважением к композитору прочесть партитуру будущего спектакля. Ярко проявилось дарование дирижера и в работе с классическими произведениями. Его безупречный вкус и чувство меры придавали знакомым мелодиям Кальмана, Штрауса и Оффенбаха особую элегантность и изысканность. Петр Иванович не только чувствовал и понимал музыку - он очень трепетно и деликатно работал с солистами. Он сливался с артистами, дышал и пел вместе с ними, поэтому не удивительно, что все солисты обожали его.
Последним спектаклем, в котором Петр Иванович работал как дирижер-постановщик, была оперетта Имре Кальмана «Принцесса цирка» (1989 г.). Этот спектакль прожил на нашей сцене почти двадцать лет. Театр не смог расстаться с шедевром классической оперетты, и поэтому после двухлетнего перерыва, 29 января 2010 года, зритель вновь увидит «Принцессу цирка». Новые актеры, обновленные декорации и костюмы, но музыкальная редакция прежняя, сделанная Петром Ивановичем Горбуновым в 1989 году.
Заслуженный артист России Владимир Вишневский
К сожалению, Петра Ивановича уже несколько лет нет с нами. Но все, кто с ним работал, помнят этого замечательного дирижера, и у каждого есть своя история, свои воспоминания. Когда я встречался с Петром Ивановичем Горбуновым, мне невольно приходили на память строки:
«Мужчины не скрывают своих лет.
Седины ранние их только украшают,
Когда они не моды пустоцвет,
А жизни прожитой года обозначают».
Да, за его спиной много пройденного, пережитого ? и дороги войны, и большой творческий путь. В нем был удивительный заряд оптимизма. Главный его принцип в общении с людьми - доверие и уважение. Доверие к профессионализму артистов, музыкантов, к их преданности делу театра. После третьего звонка, взяв дирижерскую палочку и сделав легкий взмах, он заставлял музыку воцарится на несколько часов в зрительном зале, делая счастливыми и тех, кто в оркестровой яме, и тех, кто на сцене и за кулисами, и, конечно же, зрителей.
Народная артистка России Надежда Басаргина
«Для меня работа с Петром Ивановичем была сладкой мукой. С одной стороны, изнурительные бесконечные спевки надоедали. Петр Иванович досконально отшлифовывал каждую нотку, каждую музыкальную фразу: если в партитуре легато, то требовал легато, если стакатто, то «будьте любезны, пойте, как написано у автора». С другой стороны, все эти занятия были очень интересны и полезны. Я до такой степени выучивала партии, что на сцене уже не думала о том, как спеть, получала удовольствие от самого спектакля и от игры партнеров. Я помню, как мы приехали на фестиваль в Одессу и поразили всех исполнением наисложнейшего квартета из оперетты «Мадам Фавар». Почти все участники гала-концерта подготовили шлягеры - известные арии и дуэты. Квартет из «Мадам Фавар» не очень известный, его редко берут в концертную программу, так как он требует виртуозного исполнения. Но у нас был Петр Иванович, который добился от нас филигранной точности, и в результате в Одессе только о нас и говорили.
Сегодня мне очень не хватает индивидуальной работы с дирижером, тщательного разбора всей партитуры. А тогда мы все знали, что мимо Петра Ивановича ни одна «грязная» нота не пролетит, он обязательно ее услышит, а после спектакля подойдет и назначит урок».
Заслуженная артистка России Ирина Цыбина
«Сегодня я знаю, почему нам всем было так комфортно работать с Петром Ивановичем. Да потому, что он очень любил вокалистов. Он принимал самое активное участие в подготовке артиста на роль. Когда я пришла молодой актрисой в театр, для меня его помощь была неоценима: он не только учил со мной вокальные партии, но и всегда старался создать на репетиции творческую атмосферу, чтобы мне было легче войти в спектакль и «почувствовать» свою героиню. Он был очень внимателен и требователен к назначению на роль. Если кто-нибудь не справлялся с вокальной партией, то он снимал артиста с роли безапелляционно, и никто, даже Владимир Акимович Курочкин не мог повлиять на решение Петра Ивановича. Маэстро очень строго следил за вокальным уровнем театра. Когда я была на сцене, то всегда ощущала поддержку Петра Ивановича, удовольствие и радость, которую он испытывал от музыки, уверенность, что все будет хорошо, которую он передавал артисту. У него была очень забавная особенность: он настолько увлеченно дирижировал и так старался помочь артисту, что порой пел в голос вместе с нами».
Народная артистка России Галина Петрова
«Я не знаю ни одного человека у нас в театре, который бы не уважал Петра Ивановича как высокого профессионала. В плане музыки он был безусловный авторитет. Он не просто командовал оркестром - вставая за пульт, он становился артистом. Так самозабвенно дирижировал оркестром только Петр Иванович. Порой он так увлекался и начинал петь прямо на спектакле, забывая про зрителя. В оперетте «Летучая мышь» я играла Адель - мой выход на сцену был сразу после увертюры. А она в этом спектакле довольно длинная, около десяти минут. Так вот, пока я ждала своего выхода, я частенько слушала, как Петр Иванович всю увертюру пропевал вместе с оркестром. Это было весело.
Как музыкант, мне кажется, Петр Иванович больше тяготел к серьезной симфонической музыке, и именно поэтому его отношение к подбору музыкантов, требования к уровню вокального исполнения всегда были чрезвычайно высоки. Раньше в нашем театре оркестр не был столь большим, как сегодня. Чтобы оперетта звучала в полный голос, Петр Иванович добился расширения штата музыкантов. Спектакли «Мадам Фавар» и «Путешествие на Луну» были такими успешными во многом благодаря мастерству Петра Ивановича. Он доказал, что актеры в театре музыкальной комедии могут петь сложнейшие вокальные ансамбли. На всех уроках он настраивал и отстраивал наши голоса, как отдельный инструмент, и добивался идеальной чистоты звука. Компромиссов в этом деле он не терпел. Если мы пели неточно, то после спектакля прятались по углам, боясь разноса от главного дирижера. А он все равно находил и распекал «не по-детски». В спектакле «Стряпуха» был очень сложный вокальный момент, у меня он долго не получался. Зато, меня хоть сегодня ночью разбуди, я все отпою как положено. Меня даже московские актрисы спрашивали: «Как тебе удается это все спеть? Это же невероятно сложно! У нас из-за этого номера даже спектакль сняли». Просто у них не было Петра Ивановича.
Петр Иванович был неравнодушен к таланту. Он всегда старался дать возможность раскрыться и артисту, и музыканту, и молодому дирижеру. Кстати, именно Петр Иванович привел к нам в театр молодого Евгения Колобова!