НОВОСТИ
12 июля 2013

«ЧУДО»: МНЕНИЕ АВТОРА

10 июля, на заключительном в этом сезоне показе мюзикла «Обыкновенное чудо», присутствовал почётный гость – один из создателей «Чуда», автор либретто Юлий Ким. Конечно, мы не могли не расспросить его о нашей долгожданной премьере. Итак, слово автору!

Я скажу так: это несомненная удача и большое событие. Спектакль красочен и зрелищен, его наряд, изобретённый Хариковым, - очень яркий и запоминающийся, хотя временами казалось, что эта красочность иногда входит в противоречие с происходящим. Очень порадовал вокал, прекрасно поработала Елена Захарова – вокальные аранжировки сделаны очень «вкусно», мне понравилось! И вообще, музыкальная сторона, как мне показалось, на высоте! Что касается сольных партий – тут пока не всё равноценно. Например, иногда мне казалось, что некоторые актёры поют не в своей тесситуре. А ещё на вчерашнем спектакле, как мне сказали, несколько артистов впервые вышли на сцену в своих ролях: Король, Премьер-Министр и Министр-Администратор. Что касается Премьер-Министра и особенно Короля, то они пока глаз не сводили с дирижёра и, конечно, очень боялись не попасть в музыку - это шло во вред общему образу. О Министре-Администраторе я такого не скажу – ощущение, что он отыграл спектаклей пять. Настолько он свободно чувствовал себя в своём вокале, который был вовсе не прост, очень даже непрост. И вообще на сцене он явно был «в своей тарелке». И если он что-то и преодолевал, я этого не замечал. Его зовут Владимир Фомин – передайте ему мои поздравления!

 

Об оформлении

…К оформлению у меня есть некоторые претензии. Мне показалось, что ряд костюмов выполнен хоть и очень красочно, но одновременно неудобно. Если есть возможность, не особенно нарушая замысел художника, подогнать костюмы так, чтобы актёрам было удобно, то лучше это сделать. То же самое касается ещё и сценографии, особенно нижней её части. На сцене стоят зелёные пни и два-три раза используются котурны: и то, и другое для актёров чрезвычайно неудобно, и видно, что половину своего внимания они тратят на то, чтобы устоять на пнях и котурнах. Глядя на всё это, я вспомнил великого режиссёра Фоменко, который иногда специально делал так, чтобы актёр чувствовал себя неудобно, ловил равновесие – но это обязательно работало на его замысел. А в нашем случае это неудобство действительно смотрится как неудобство и работает против образа…

 

О массовых сценах

…Надо поздравить спектакль и режиссёра с тем, что на сцене постоянно присутствует человек десять, если не больше – даже в тех местах, где они, вроде бы, не нужны. Например, в сцене встречи Принцессы с Медведем – герои должны быть вдвоём, а на сцене ещё человек двадцать. Они образуют эту лужайку и служат живой декорацией происходящего, со всем сочувствием создавая лирический фон. Это очень хорошо получилось – интимность встречи ничуть не пострадала. А в сцене дуэли такого не случилось. По замыслу всё верно и понятно, но беготня с этими огромными плавающими в воздухе мечами то ли недостроена, то ли недовыполнена, то ли поставить её нужно было как-то иначе. Пока дуэль неубедительна, хотя по мысли мне очень понравилось, что герои фехтуют не мечами, а репликами. Вот только организовать бы такое массовое действо по-другому – например, так, чтобы сквозь это театральное фехтование огромными мечами Медведь прорвался к Принцессе и узнал её…

 

О Волшебнике (исполнитель – заслуженный артист России Павел Дралов)

…Прекрасно справился со своей ролью Волшебник, Павел Дралов. Конечно, у него впереди есть свой большой резерв для дальнейшей работы над ролью, но уже сейчас он освоил своего Волшебника очень мощно – мне понравилось, он меня совершенно убедил. Он – командир всего действа, он следит за происходящим от начала до конца: даже когда его физически нет на сцене, его присутствие чувствуется. Когда Медведь не поцеловал Принцессу, я смотрел на Волшебника, который в отчаянии сидел, не в силах даже как-то отреагировать, не веря собственным глазам, ушам… И переход от ожидания чуда к полному разочарованию и почти враждебности по отношению к Медведю он выполнил очень хорошо. Это очень сложная по задаче роль, но он с ней прекрасно справился. Пусть актёры не обижаются, но я хочу быть искренним: я видел несколько Волшебников, все они – очень достойные актёры (на эту роль всегда назначается сильный артист!), но по шкале моих предпочтений сегодня на первом месте остаётся Олег Янковский, а следующим стоит товарищ Дралов. И я искренне поздравляю этого артиста с большой удачей!

 

О Жене Волшебника (исполнительница – лауреат международного конкурса, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Мария Виненкова)

….Что касается жены Волшебника, то это очень хорошая актёрская работа. В переломном дуэте, когда они с Волшебником словно меняются местами, она просто великолепно исполнила свою роль. Кроме одной досадной детали – кто-то придумал ей этот ус, совершенно лишнюю, ненужную деталь. Причём, она вроде бы обыграна в самом начале. Понятно, что это Волшебник так пошалил, но его дальнейшему объяснению, что он не может это убрать, я не верю. Да, он не может убрать заклятие с Медведя – но это гораздо серьёзнее, он «заклял» так, что у Медведя был только один шанс. На этом и построена вся интрига, в конце концов. А этот проклятый ус всё время торчит и портит всё впечатление – ведь у актрисы прелестное лицо! Но вот когда она поворачивается своим безусым профилем – это стопроцентное попадание в образ!

 

О Короле (исполнитель – заслуженный артист России Сергей Вяткин)

…Что касается актёрских работ, тут есть большие пожелания. Конечно, в первую очередь, речь идёт об одной из центральных ролей – о Короле. Вчерашний артист впервые вышел на сцену в этой роли и настолько был занят формой, старался попасть в такт и выдержать довольно суматошный рисунок своей роли, что, мне кажется, о внутреннем наполнении, об индивидуальном наполнении либо не успевал подумать, либо забывал, либо ещё не «нащупал». Все Короли, которых я видел, отличались особенной индивидуальностью. Ну, о Леонове не будем говорить, это известная работа прекрасного мастера. Я помню ещё и Гарина – тоже особенный Король. Во всех виденных мной Королях была какая-то человеческая индивидуальность: один более добродушный, другой – сангвиник… Этот образ категорически требует от актёра индивидуальности, объясняющей природу самодурства и капризности Короля – и здесь, к сожалению, этой «своей» черточки я не увидел. Это была какая-то клоунада без человеческого наполнения, ещё и подчёркнутая костюмом. За этой чудовищной бородой и чёрными чёрточками грима совершенно не видно выражения лица Короля. Хорошо видны только непомерные задница и брюхо, которые создают какой-то зрелищно пусто эффект. Хотя, знаете, Король написан так, что его вообще можно играть в халате, в чём угодно. Я видел один спектакль, где Король был таким капризным сорокалетним барином, который ходил в розовых подштанниках. И это было уморительно, трогательно и абсолютно органично. Да, вот такой капризный ребёнок, который может и убить, и поиграть в казнь без зазрения совести. Про Леонова тут нечего и говорить – я уж и забыл, во что он был одет – всё перекрывала его неповторимая индивидуальность. Вашему актёру есть над чём работать – и я от души ему пожелаю удачи. Я видел двух Королей в московском спектакле Иващенко – они дальше клоунады не пошли и тоже не произвели на меня сильного впечатления, хотя актёры работали хорошие. Я уверен, что у вашего артиста огромный резерв впереди для наработки этого образа. Пусть он только на меня не обижается, я уверен, что это талантливый человек – когда он управится с музыкой, с костюмом и с гримом, то вполне возможно, что через несколько спектаклей он будет абсолютно не похож на то, что я видел вчера...

 

Об Эмилии и Эмиле (исполнители – народная артистка России Галина Петрова и артист Владимир Алексеев)

…Очень хороша работа статс-дамы Эмилии. Виден опыт замечательной актрисы, которая очень хорошо решает этот образ. Её партнёр хорош в смысле вокала, их дуэт звучит безукоризненно, но рядом с такой Эмилией Эмиль пока выглядит более тускло. Но я уверен, что актёр сможет найти образ и дуэт станет полноценным. Единственное, что меня всё время раздражало в образе Эмилии, - это её костюм Эта непомерно короткая юбка не делает образ сверхпикантным, костюм выглядит просто некрасивым – не по ней, не по актрисе. А вообще – виден темперамент, виден характер! Она прекрасно справилась с образом, для неё это затруднений не составило, поэтому и ей передаю свои искренние поздравления!

 

О Принцессе (исполнительница – артистка-стажёр Юлия Дякина)

….Что касается Принцессы, то актрисе ещё много над чем надо поработать. С одной стороны, образ получился лилейно-нежный, как у Жени Симоновой в фильме. Думаю, что если бы Женя оказалась в таком рисунке, который поставлен в вашем спектакле, то сыграла бы очень хорошо. Но Ваша актриса пока не нашла стопроцентного «имиджа», не решила образ. Её переходы от бойкой и дерзкой к мягкой и нежной не очень органичны. Финал (а в вашей версии финал ответственный и необычный) она заплела в истерику, хотя у вас всё гораздо глубже – здесь настоящее отчаяние, здесь она, вопреки всему, выбирает жизнь!

 

О Медведе (исполнитель – лауреат международного конкурса Никита Туров)

…Роль Медведя мне показалось наивысшей удачей из всех актёрских работ. Это самая сложная роль – наверно, даже сложнее, чем роль Волшебника. Мне кажется, что даже Абдулову она не удалась в той степени, в какой она получилась у вашего Медведя. В фильме, от начала до самого конца, никто не верит, что Абдулов – будущий Медведь и что есть вообще какая-то опасность превращения. Мы видим молодого влюблённого человека – и помимо превращения в Медведя, можно вообразить себе любую житейскую ситуацию, которая бы помешала ему быть с Принцессой. А когда ваш Медведь начинает о себе рассказывать, начинаешь верить, что это человек, над которым тяготеет заклятие. Абдулов играл в полную силу своего личного обаяния. Возможно, и ваш артист – обаятельный человек, но ему удалось нечто более важное – найти обаяние образа. У Иващенко был очень хороший Медведь, но не такой! У Вашего артиста всё острее, глубже, наивнее, беспомощнее… У него прекрасный костюм, актёр с ним замечательно работает. Ему удалось найти какой-то удивительный характер, интересные повадки, удалось внести в образ постоянное переживание своей опасности. Я поздравляю актёра от души с этой прекрасной работой!

 

О неожиданном…

…Я должен отметить в вашем спектакле то, чего нет ни в фильме, ни в одном представлении «Обыкновенного чуда», которые я видел до сих пор. У вас есть интрига отношений между Волшебником и его женой, хотя ни в пьесе, ни в её трактовках нет никакого конфликта между ними. В фильме Жена все время спрашивает мужа, зачем он затеял эту историю, Волшебник в ответ настаивает на своём – вот и всё. А в вашем спектакле случилось удивительное: есть первая половина истории, где Волшебник хочет, чтобы Медведь и Принцесса поцеловались, но Жена – против, и есть вторая половина – после того как Медведь стал Волшебнику неинтересен – где всё происходит с точностью до наоборот. Волшебник и его Жена словно меняются ролями: он уже не хочет этого поцелуя, а она изо всех сил старается сделать так, чтобы поцелуй состоялся. И её желание понятно – во второй части истории речь идёт уже о жизни и смерти! Такой перемены нет ни в одном из спектаклей или фильмов, которые я видел. Мне кажется, этого нет и в самой пьесе, но из текста это вполне можно «вытащить»: и я впервые увидел, что «вытащить» - получилось. Поэтому отчаянный крик Волшебника «Не надо!», когда они сливаются в поцелуе, - это нечто новое и неожиданное, но понятное…

…Есть ещё один эпизод, который есть только в Вашей версии. Ни в одном из спектаклей и фильмов нет решения финального поведения Принцессы. Везде она тихо тает – «я умираю» и всё такое. У вас она в финале выходит с некоторым бунтом: пусть какая-никакая, но жизнь, пусть жених-подонок, но только бы жить! Это тоже неожиданно. И это рифмуется с её поведением в гостинице, когда она выходит замуж за первого встречного, чтобы заставить Медведя сопротивляться. А здесь, в финале, Медведя нет, а есть вопрос жизни и смерти – и Принцесса не хочет умирать. И главное, это звучит очень современно: чёрт с ним, пусть лучше такая жизнь, чем никакая! Это несомненная новизна и новизна удачная…

 

Я поздравляю театр с несомненной удачей и желаю этому спектаклю долгой и счастливой жизни!

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!