БЕЛОГВАРДЕЙСКОЕ СОБРАНИЕ
Между прочим, встречи в узком кругу бывают гораздо эмоциональнее и насыщеннее шумных сборищ! Именно такая «камерная» беседа (очень по-булгаковски – под абажурами) прошла в субботу в «Необыкновенном кафе» - вечер был посвящен премьере музыкальной драмы «Белая гвардия». В уютной обстановке art&lunch house собрались те, кому не помешали прийти ни расслабленность выходного дня, ни «холод у порога», - явно самые преданные зрители, истинные ценители жанра. «Белую гвардию» представляли автор либретто к спектаклю драматург Аркадий Застырец, исполнитель роли Алексея Турбина Владимир Алексеев и исполнитель роли Виктора Мышлаевского Леонид Чугунников. Беседа состоялась, живая и эмоциональная. Театралы напрямую пообщались с артистами: редкая возможность для тех, кого всегда разделяют рампа и занавес (в нашем жанре дистанцию увеличивает ещё и оркестровая яма). А солисты получили ту самую «обратную связь», по которой истосковались из-за долгого отсутствия зрительских обсуждений спектаклей.
Гостям вечера повезло узнать некоторые детали создания произведения, ставшего основой для премьеры. Работа драматурга всегда остаётся «за кадром», хотя это один из важнейших этапов создания спектакля. Аркадий Застырец рассказал о нелегкой доле либреттиста: о том, как тексты арий и дуэтов сокращаются и дополняются, «перекраиваются» и режиссёром, и дирижёром; о сотворчестве с композитором Владимиром Кобекиным («Белая гвардия» – это не первая их совместная работа), об их работе над конкретными музыкальными номерами. Подобрать музыку на готовый текст (или «положить стихи на музыку») – это метод не для Кобекина и Застырца. Если Вы думали, что «кто стихи пишет, тот и музыку заказывает», то откроем секрет: в этом дуэте всё происходит наоборот. Именно композитор задает ритм будущих музыкальных номеров – а значит, и стихотворный размер. «Литературным рабством» и «композиторским произволом» такую форму работы Аркадий не считает: видимо, потому, что справляется с любыми «запросами» композитора (будь то рваный речитатив хора в начале спектакля или молитва Елены). Видимо, именно поэтому творческий тандем Кобекин-Застырец столь успешен: каждый уверен, что его напарник может всё!
«Соучастники» коснулись самых разных тем: и философских, и литературоведческих, и кинематографических. Говорили о символике белого цвета в названии романа и в нашем спектакле, о слогане проекта, о понятиях «интеллигенция» и «интеллигентность». Обсудили известные экранизации романа – оказалось, что сравнение со звёздными исполнителями их ролей в кино ничуть не смущает наших артистов («Мы не лучше и не хуже, мы другие!»). Судя по восторженных отзывам, зрители их в этом мнении поддерживают. Комплименты достались не только исполнителям центральных ролей: жаль, что артисты хора и балета, «не люди, а толпа» массовых сцен, не присутствовали – услышали бы много приятных слов в свой адрес!
Конечно, зрители осведомились о судьбе Лариосика! Его отсутствие в нашей музыкальной драме поначалу опечалило многих поклонников Булгакова. Но участники встречи пришли к выводу, что в нынешнем варианте спектакля Лариосик бы оказался чужеродным элементом – даже если очень постараться и написать ему «выходную» арию и «пристроить» бедного родственника в семейный ансамбль Турбиных…
Отсутствовавшие артисты и зрители, надеемся, уже сожалеют, что пропустили встречу… После беседы (которая норовила затянуться из-за нарастающего интереса участников – «заключительные» вопросы к гостям всё никак не заканчивались!) самым стойким и заинтересованным зрителям были вручены афиши спектакля «Белая гвардия» с автографами исполнителей главных (и не только) ролей. Мы благодарим инициаторов встречи, «Необыкновенное кафе», и всех гостей «Белой гвардии» за приятный вечер!