ПРЕССА

Борис Нодельман: Людям хочется хорошей музыки

16 мая 2016, Дмитрий Ханчин, портп Культур Мультур

С 16 по 21 мая в Свердловской музкомедии состоится VI Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла им. народного артиста СССР В.А. Курочкина. В преддверие масштабного события мы поговорили с его музыкальным руководителем: о расцвете мюзикла, особенностях советской оперетты и о том, почему мы лучше Бродвея.

– Конкурс носит имя Владимира Курочкина – насколько он повлиял на жанр?

– Как вы знаете, долгие годы он был главным режиссером театра. Он стал основоположником лаборатории советской оперетты, очень много премьер было поставлено именно в нашем театре. Первый мюзикл поставлен на нашей сцене при Курочкине. При нем шла настоящая классика мюзикла – «Милый друг», «Хелло, Долли», «Целуй меня, Кэт», «Моя прекрасная леди». И все это – в шестидесятые годы.

– Расскажите, сколько будет участников в этом году, какая география…

– География огромна – Азербайджан, Беларусь, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Красноярск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Пермь, Кемерово… В первом туре будет около 90 участников. Такого количества у нас никогда не было, и это показывает, как сейчас высок интерес к оперетте и мюзиклу.

– Какова механика этого конкурса? Что ждет его участников?

– В первом туре конкурсанты в номинации «оперетта» работают под рояль, артисты в номинации «мюзикл» – под рояль или фонограмму. Конкурсные прослушивания второго тура проходят в сопровождении оркестра, либо фонограммы. Далее третий тур. Завершается все гала-концертом, на котором жюри отбирает лучших и вручает дипломы. Есть первая, вторая и третья премии, есть гран-при и приз зрительских симпатий.

– Какие возможности открывает победа в этом конкурсе?

– Лауреаты конкурса Курочкина работают во многих театрах страны, участвуют в премьерах. Наших конкурсантов много в Санкт-Петербурге, Минске, Москве… В нашем театре целая когорта лауреатов. Если участники становятся звездами здесь, они становятся звездами и у себя в театрах. Конкурс дает толчок молодым артистам.

– Какие авторы в почете у конкурсантов?

– Таких много! Кальман, Оффенбах, Штраус, Сондхайм, И. Дунаевский и другие.

– Кстати! Вы говорили о взлете, а пару лет назад Максим Дунаевский сказал в интервью нашему порталу, что жанр мюзикла в России сейчас в критическом положении, в упадке.

– Правильно сказал. Постановка мюзикла – дорогое удовольствие. Но сейчас деньги находятся. Видимо, людям хочется хорошей музыки. Надоело слушать всякую попсятину! А здесь – драматургия, живые отношения, красивые декорации, костюмы, балет. Сейчас прекрасные хореографы работают в мюзиклах, такие танцы ставят – любо-дорого смотреть.

– А какие мюзиклы сейчас в основном ставятся в России?

– Сейчас много авторских мюзиклов – композиторы активизировались и стали писать много авторской музыки. Также ставятся зарубежные мюзиклы, много переносов с Бродвея.

– Какие сюжеты берутся для российских авторских мюзиклов и оперетт?

– Советские композиторы писали про колхозы, про предприятия, про моряков, про воинов. Теперь пишут больше на исторические сюжеты – «Екатерина Великая», «Граф Орлов», «Монте-Кристо». Язык меняется, меняются и исполнительские средства. Добавляются электронные инструменты. Все зависит от таланта исполнителя. Есть, на мой взгляд, одна вершина – это «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера. Это классика современного мюзикла, из нее вырастает все остальное.

– Возвращаясь к конкурсу – есть ли у него аналоги в мире? И не планируете ли вы вывести его на мировой уровень, приглашать артистов с Бродвея?

– Нет, думаю, что нет аналогов. В Москве есть аналогичный конкурс «ОпереттаLand», но там нет мюзикла – только оперетта. А «Бродвей» не поедет в Россию на конкурс, потому что там совсем другая система – там кастинги, а штатных работников нет. В мире почти нет театров оперетты. Это только у нас в России почти в каждом городе есть такие театры. Так сложилось исторически. Это жанр, который в основном привился у нас – сначала в СССР, а потом в России и странах СНГ. В Будапеште еще есть театр оперетты. Многие оперные театры мира ставят оперетты – Штрауса, Кальмана. Но специализированных театров не найдешь. Потому наш конкурс и уникальный, закрывает сразу две лакуны – оперетты и мюзикла. 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!