ПРЕССА

"Пришлите Ваше фото в роли Сильвы..."

06 апреля 2010, Ирина Клепикова, "Областная газета"

Однажды в годы войны в Свердловск пришло редкое по своей неожиданности для того времени письмо. Сержант Павел Кузнецов, адресуясь в Свердловский театр музыкальной комедии, просил... выслать слова нескольких арий из оперетт - дуэт "Бубенчики" из "Холопки", а ещё "Качели" из "Весёлой вдовы", "Мой любимый старый дед" из "Продавца птиц", "Цветок душистых прерий" из "Роз-Мари". Мотивы, дескать, знаем, но вот слова... А они, писал П. Кузнецов, нужны для "участников художественной самодеятельности, которую мы организуем в минуты, свободные от выполнения боевых задач, - часто под аккомпанемент разрывов снарядов". Письмо было адресовано лично Марии Густавовне Викс...

100-летие со дня рождения М. Викс, которое отмечается сегодня, совпало с другим юбилеем года - 65 лет со дня Великой Победы. А потому из большой и всё- таки, к счастью, достаточно известной (благодаря книге мемуаров "Спасибо, память") жизни Марии Густавовны, ведущей солистки Свердловской музкомедии с 1933 по 1980 годы, хочется вспомнить именно этот период. Четыре года войны, которые здесь, в тылу, были её служением Победе.

Образно говоря, Свердловский театр музкомедии в годы войны тоже представлял собою "боевую единицу". И жил сверхнапряжённой, не менее трудной и драматичной, нежели на фронте, жизнью. При норме 10 спектаклей в месяц артисты играли по 20. И больше! В свободное время ходили в подшефный госпиталь (это были так называемые "Дни раненого бойца и офицера") - мыли палаты, чинили раненым бельё, стирали бинты (поскольку перевязочного материала не хватало, то их использовали неоднократно. "Страшные эти бинты мне не забыть никогда" - написала в книге Мария Густавовна).

И здесь, в тылу, они тоже ходили на краю жизни и смерти. Не от снарядов - от голода. Однажды прямо на сцене, в спектакле "Баядера", актёр Г. Комарович, певший принца Раджами, упал в голодный обморок. А потом у жены комика А. Матковского, от недостатка витаминов, открылся процесс в лёгких, и чтобы получить для неё кусочек свежей печени, он ночами работал на мясокомбинате. Когда же актёры свердловских театров начала заболевать дистрофией, обком партии обратился к директорам крупных уральских заводов с просьбой помочь дополнительным питанием. И те помогли. Свердловский театр музкомедии был прикреплён к Первоуральскому новотрубному заводу, и это спасло многих.

Все эти, исполненные лишений, дни Мария Густавовна была вместе с коллегами. С великой благодарностью вспоминала она до конца своей жизни помощь первоуральцев, написала об этом и в книге. И, пожалуй, только благодаря её воспоминаниям остались запечатленными для последующих поколений некоторые факты военного быта свердловских театров.

Но у самой М. Викс в годы Великой Отечественной была и исключительная миссия. Ещё до войны Мария Густавовна была избрана депутатом Свердловского горсовета, и тогда же, по просьбе общества слепых, помогала решать некоторые его проблемы: с помещением, с профессиональной помощью тем, кто пытался заниматься музыкой. Когда же с началом войны в Свердловск, в тыл, начали поступать солдаты, потерявшие в боях зрение, оказалось: то, что в мирной жизни было эпизодической помощью и всего лишь подспорьем в тяготах судьбы, сейчас для иных - спасение жизни. "Многие не имели крыши над головой, - вспоминала Мария Густавовна, - чувствовали себя никому не нужными, выброшенными из жизни. Были озлоблены. Происходили со слепыми и несчастные случаи - попадали они под машины.

Где взять средства, чтобы хоть как-то им помочь? Я была уполномочена обратиться к коллективам свердловских театров с просьбой собрать деньги для этих несчастных людей. И все откликнулись. Дали концерты, спектакли. Быстро собрали сто тысяч рублей. Решили открыть для слепых школу баянистов - обучить их профессии, пригодной для новой жизни. Создать школу помогали заводские, общественные организации. Купили бывшим солдатам и офицерам баяны. Приобрели одежду, заказали обувь (дефицитные тогда сапоги)...". На память о тех днях у неё осталась потом почётная грамота и решение горисполкома от 15 мая 1947 года о вынесении благодарности "заместителю председателя военно-шефской комиссии артисту театра музыкальной комедии Н.И. Мягкому и члену попечительского совета при музыкальной школе военноослепших заслуженной актрисе, лауреату Сталинской премии М.Г. Викс".

... А на сцене продолжались спектакли. Любопытная подробность: с началом войны в театре возникло желание отказаться на время от классики, заменить её более современным, актуальным репертуаром. Желание, в общем-то, даже понятное, объяснимое. Но очень скоро в театре поняли: в дни испытаний, которые несла с собой война, зрители особо чувствительны были к искусству в принципе, а к жанру оперетты - особенно. Искусство напоминало: за самым кромешным мраком обязательно наступит рассвет. Оперетта же дарила то, что на какое-то время было утрачено в реальной жизни, - красоту, праздник. А ещё её любимая оперетта несла надежду. Не случайно в одном из писем с фронта, от Г. Сулицкого, учившегося в середине 1930-х в Свердловске, М. Викс прочитала: "Я бы попросил Вас, Мария Густавовна, прислать свой фотоснимок или несколько в театральной форме. У меня был Ваш снимок в роли Сильвы, оставил его дома, как уезжал на фронт, а дом сейчас запоганил проклятый гитлеровец...".

О том, что творил "проклятый гитлеровец", она, как и все, знала из сообщений Совинформбюро. А ещё - по судьбам раненых, с которыми её сталкивали выступления в госпиталях. Порой эти встречи были красноречивее любых сводок.

Из воспоминаний М. Викс: "Однажды меня попросили пройти в палату к получившему тяжелейшие ожоги лётчику. Врачи предупредили, что он обречён, хотя все отчаянно боролись за его жизнь. Начальник госпиталя А.И. Яковлев сказал:

- Вы умеете тихо петь?

То, что я увидела, переступив порог, и сейчас сжимает сердце болью. На кровати лежал с ног до головы забинтованный человек. Видны были только воспалённые глаза, нос, рот... У меня стиснуло виски, а баянисту не подчинялись пальцы. Усилием воли я заставила себя собраться и спела песню Маруси из оперетты Дунаевского "Дороги к счастью". Вдруг больной спросил:

- А вы знаете какую-нибудь песню про лётчика?

К счастью, в моём репертуаре была песня Бакалова "В родном краю" о дальневосточном лётчике. Песня написана в ритме мажорного вальса. Но в ней есть такие слова:

"Он приехал наглядеться

На поля и на леса

И на всё, что помнил

с детства,

И чего забыть нельзя...".

И вдруг раздался странный звук: не то стон, не то всхлипывание, и я увидела, что раненый плачет..."

Она разрыдалась, едва вышла из палаты. Через несколько часов узнала: лётчик умер. Потом, позже, она ещё пробовала петь эту песню о лётчике в концертах. Но не смогла. Всякий раз спазмы сжимали горло...

В истории Великой Отечественной, в летописи братства фронта и уральского тыла есть удивительная страница: летом 1943 года на площади у центральной проходной Уралмашзавода коллектив Свердловского театра музыкальной комедии в торжественной обстановке передал для фронта три танка Т-34, построенных на средства, собранные от спектаклей в выходные дни, концертов. Один из танков был построен на личные средства М. Викс и её мужа Б. Коринтели, о чём сегодня свидетельствует телеграмма-благодарность И. Сталина. А сам момент передачи танков был запечатлён на снимке, который, к счастью, тоже сохранился в архиве Свердловской музкомедии.

Момент истории Великой Отечественной. Истории театра. Момент её, Марии Густавовны Викс, жизни, в которой ещё впереди были её замечательные роли в спектаклях "Летучая мышь", "Вольный ветер", "Свадьба в Малиновке", "Цирк зажигает огни", "Чёрный дракон", "Моя прекрасная леди"... Её Розалинда, Стелла, Софья, тетя Агата, миссис Хиггинс... В общей сложности 120 ролей за без малого полувека работы в Свердловской музкомедии. И в большинстве ролей, даже так называемых костюмных, Мария Густавовна сохраняла редкостную в "лёгком жанре", но ей, М. Викс, свойственную сердечность. В сочетании с драматическими коллизиями судеб героинь это давало удивительный результат. В игре М. Викс женственность означала не только внешнюю привлекательность, она становилась духовной основой - дома, семьи, любви. Не потому ли боец Г. Сулицкий и попросил Марию Густавовну прислать на фронт её фото в роли Сильвы. Взгляните: видели ли вы когда-нибудь ещё такую Сильву?..

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!